Миф о подстрекательстве в социальных сетях
Портал walla сообщает новые подробности расследований в отношении арабских террористов, атаковавших евреев в ходе последней волны "народного террора".
Вопреки распространяемому прессой мнению о той роли, которую якобы сыграли подстрекательские посты в facebook и других социальных сетях, реальность, как всегда, оказалась сложнее газетного штампа.
У многих террористов нет своего аккаунта в facebook. Часть живет без интернета, и некоторые - в домах, где вообще нет электричества. До них не дошли видео с казнями" палестинцев ЦАХАЛа и поэмы, посвященные "шахидам". Они, как и сто лет назад, действовали на основании слухов, распространяющихся от деревни к деревне, от дома к дому, от соседа к соседу. Раньше это называлось "фазаа" - призыв к толпе применить насилие против определенной группы или человека.
Сегодня Израиль столкнулся с комбинацией этой старой техники подстрекательства к погромам времен Арабского Мятежа в 1936 году и кампанией ненависти, разжигаемой в социальных сетях.
В то время как интернет, вне всякого сомнения, сыграл свою роль, в реальности эта роль куда менее значительна, чем то, как ее представляет пресса. Около половины палестинцев, живущих в городах, имеют аккаунты в социальных сетях. В деревнях и лагерях беженцев эти цифры значительно ниже – и следует отметить, что последнюю волну атак на территориях совершали палестинцы из деревень в районе Хеврона. В некоторых из них нет не то что интерента, но даже регулярного снабжения электричеством.
Один из террористов, живший в районе Шхема, рассказал, что услышал о том, как солдаты хладнокровно расстреляли атаковавшую их палестинскую девушку Худаи Хашальмун, и потом якобы издевались над ее телом. Поэтому он решил "отомстить" за молодую женщину, с которой не был знаком.
Некоторые из задержанных атаковали в течение менее часа после того, как увидели возмутившие их видео. Другие готовились к атакам заранее и снимали клипы с своим "завещанием" .
Некоторые из задержанных рассказали, что на них повлияло непосредственное окружение – рассказы соседей и родственников или увиденное по телевизору. На Западном берегу очень популярны каналы террористических движений – канала ХАМАСа аль-Кудс, и Исламского джихада – Филастын Мубашар. Палестинская автономия пытается бороться с подстрекательством на этих каналах, но пока ей это удается плохо. Так, ХАМАС в реальном времени транслирует видео с мест террористических атак по сети мобильной телефонной связи.
В израильских СМИ опубликованы данные о палестинцах, совершавших террористические атаки за последние 33 дня.
74 палестинца, мужчин и женщин, атаковали израильтян. Средний возраст атаковавших – 20 лет и 2 месяца. 24 террориста – жители Иерусалима и примыкающих к нему деревень, 48 – с Западного берега, 33- из Хеврона. Два террориста – израильские арабы, шесть – женщины. Только два террориста были женаты.
45 террористов – жители городов, 24 - деревень, четверо – резиденты лагеря беженцев Шуафат на севере Иерусалима.
Тот факт, что только жители лагеря Шуафат принимали участие в атаках, очень важен и коренным образом отличается от того, что происходило во время первой и второй интифады. Тогда терроризмом занимались жители всех лагерей беженцев, а в массовых столкновениях с силами безопасности и ЦАХАЛем принимали участие десятки тысяч человек.
Собранные статистические данные не дают возможности создать "профиль террориста". Как правило, речь идет о молодом одиноком арабе из Восточного Иерусалима или Хеврона. Но эти люди пришли из самых разных слоев общества. Среди них есть образованные и менее образованные, имеющие некий социальный статус, как Муханнад Халаби, или не имеющие никакого статуса вовсе.
Несмотря на то, что на горизонте появилось некоторое просветление, без коренного политического изменения возможно соскальзывание в новый палестинский бунт, новую вооруженную интифаду.