Официально: Заложницы на площади в городе Газа переданы Красному Кресту
Путь в никуда

Путь в никуда

Первого апреля палестинский лидер Махмуд Аббас заявил, что намерен вновь обратиться в ООН за признанием палестинской государственности. Таким образом, переговоры можно было считать сорванными. Но на следующий день руководители делегаций Саиб Арикат и Ципи Ливни все же встретились. Эта попытка окончилась ничем – Арикат настаивал, что он говорит от имени «оккупированного государства Палестина, признанного большинством стран ООН» и грозил Израилю международным судом в случае принятия дополнительных санкций.

После этого в Белом доме откровенно признались, что усилия госсекретаря Джона Керри по установлению мира на Ближнем Востоке не увенчались успехом. Сам госсекретарь отметил, что Соединенным Штатам следует заново оценить ситуацию. Невозможно бесконечно настаивать на компромиссе, если в нем не заинтересована ни одна сторона.

Американские политики с опозданием задумались над вопросом, который стоило задать с самого начала. А именно: кому нужно так называемое мирное урегулирование?

Когда в Израиле говорят о мире, то подразумевает прежде всего безопасность. Конечно, мирные отношения включают и экономическое сотрудничество, и культурные связи, и много других полезных вещей. Но для еврейского государства мир – это в первую очередь отсутствие войны, террора, падающих на наши города ракет. Именно этого мы ждали от мира с палестинцами.

Однако 20 с лишним лет диалога не укрепили нашу безопасность. Наоборот, уступки, на которые шел Израиль, сделали нашу территорию более уязвимой для обстрелов и проникновения террористов. Если сейчас в стране царит относительное затишье, то это не благодаря, а вопреки мирному процессу. И нет оснований считать, что с очередным договором что-то изменится.

Политическая активность палестинцев принесла свои плоды – сегодня не только исламский мир, но и множество других стран поддерживают их требование независимости и весь набор претензий, предъявляемых Израилю. Поэтому еврейское государство вынуждено вести переговоры о мире с теми, кто не в состоянии этот мир обеспечить. Под давлением мирового сообщества приходится соглашаться на уступки, все более болезненные для народа Израиля – отказ от территорий, освобождение террористов, замораживание строительства. На очереди – возвращение палестинских беженцев и раздел Иерусалима. За счет этих уступок Израиль зарабатывает очки в глазах Запада, но сам путь ведет в никуда.

Для чего нужны переговоры палестинцам? Нет, не для создания собственного государства – иначе они не отказывались бы от заманчивых предложений, сделанных им в разное время израильскими руководителями и не устраивали бы демаршей. Распространено мнение, что с помощью переговорного процесса они рассчитывают постепенно уничтожить Израиль.

Эту тактику в свое время провозгласил Ясир Арафат: сначала границы 1967 года и половина Иерусалима, потом весь Иерусалим, потом Негев и Галилея... Именно поэтому палестинские лидеры упорно отказываются признать еврейский характер Израиля.

Однако со времен Арафата многое изменилось. И если иные арабские страны до сих пор мечтают стереть Израиль с карты мира (хотя кое-кто, например Саудовская Аравия, готов принять нас во временные союзники для борьбы с общими врагами), то палестинцы, наоборот, заинтересованы в сохранении «сионистского образования», на котором они паразитируют уже много лет. Автономия не сможет существовать без Израиля, даже если назовется государством. Кроме того, щедрая помощь всего мира достается палестинцам исключительно благодаря их статусу «оккупированного и угнетенного народа», который борется за свою независимость. Чтобы рог изобилия не иссякал, эта борьба должна продолжаться бесконечно.

Но в отличие от Израиля, палестинцы на этом пути получают немалые бонусы в виде израильских уступок. Одни приносят им реальную пользу - например, освобождение заключенных, снятие блокпостов, другие (замораживание еврейского строительства) просто повышают их рейтинг в арабском мире, где они занимают нижнюю иерархическую ступень. А западный мир все больше убеждается в том, что Израиль обязан отступать и идти на компромиссы.

Нынешние палестинские власти не хотят ни мира, ни войны, ни строить свое государство рядом с еврейским, ни стереть Израиль с лица земли. Они заинтересованы в сохранении статус кво и только играют в стремление к независимости, мороча голову международному сообществу. Когда эта игра приближается к завершению, они совершают очередной трюк, выдвигая условия, которые Израиль не готов выполнить.

В этот раз требования Абу Мазена включают письменные гарантии создания палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, освобождения 1200 заключенных, снятие блокады с сектора Газы, контроль над зоной С, израильское гражданство для 15 000 палестинцев в рамках «воссоединений семей» и еще несколько пунктов. Взамен Абу Мазен всего лишь готов отказаться от обращения в ООН и международные суды. Все это очевидно неприемлемо для Израиля.

Но вечная и роковая ошибка нашей политики состоит в том, что со временем мы начинаем обсуждать, а потом и выполнять, то, что прежде считалось невозможным и преступным. Мы сносим поселения, замораживаем строительство, выпускаем из тюрьмы убийц и провоцируем наших «партнеров» на новые требования. Прекращение этой практики – первый и необходимый шаг среди санкций, которые Израиль намерен применять к автономии. Их целью должно быть не наказание палестинцев, а создание такого положения, при котором им будет выгоднее сотрудничать с еврейским государством, а не шантажировать его. Пока же заявленные правительством санкции носят символический характер и никак не затрагивают основных интересов палестинских политиков. А если говорить об урегулировании, то единственный способ свернуть с пути в никуда – строить отношения с соседями без посредников, на своих принципах.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK