Координаты чудес

Координаты чудес

В 1968 году вышла повесть Роберта Шекли «Координаты чудес», одно из лучших произведений мировой фантастики. Рассказывая о приключениях Тома Кармоди на просторах невероятной вселенной, Шекли, по сути, рассказал о том, что происходит с нами и во что это выльется.

Досталось от Шекли всей системе материальных ценностей, которая царит в современном обществе с его «потребиндексами»:
«Уж если вы отважились ввязаться в соревнование Потребителей, если хотите показать себя достойным не какого-нибудь барахла, а Вещей, Которые На Этом Свете Имеют Настоящую Цену, например, швейцарское шале в девственных дебрях штата Мэн или лимузин «Порше 911-S», который предпочитают Люди, Считающие Себя Солью Земли, — ну так вот, если вы хотите иметь вещи такого класса, вы должны доказать, что вы их достойны!»

Досталось и искусству, вернее тому, что от него останется. Шекли описывает Дворец Мусора, над входом в который глянцевитыми селедочными головами выложен девиз: «Расточительность — не порок, умеренность — не добродетель». Чего здесь только нет: фонтан из напалма, обрезки алюминия, жести, полиэтилена, полиформальдегида, поливинила, осколки бакелита и бетона, обрывки обоев под орех, соло испорченного унитаза и влюбленное мычанье мусорного грузовика, пожирающего мусор.

Один из поклонников называет эту выставку шедевром, подлинным искусством нашего времени.

Прошло 40 лет и фантастика стала жизнью. В центре Рима проходит выставка мусора немецкого художника Ха Шульта. Он создал мусорных людей из алюминиевых консервных банок, пластиковых пакетов и проводов, скрепленных монтажной пеной. Композиция к тому времени уже побывала в Германии, Бельгии, Франции, Китае, Российской Федерации и в Египте.

«Это не свалка, а шедевр современного искусства», — заявил автор. Ничего не напоминает?
Итальянский художник Грациано Куберли демонстрирует в Чехии сходную экспозицию из пластика, силикона, жестяных банок, старых компакт-дисков и пленок для фотоаппаратов.

В Ивано-Франковске организуется выставка мусора и выброшенных вещей. Уфа, Махачкала, Стокгольм, Тель-Авив также радуют горожан экспонатами из категории Trash. Не отстают от новых веяний таллиннский Ботанический сад и Европейский дом фотографии в Париже, показавший не просто мусор, а мусор голливудских знаменитостей. Авторы этого произведения искусства — Бруно Мюрон и Паскаль Ростэн. Добывая раритеты для своей коллекции, они рылись в помойках и мусорных корзинах отелей.

Само собой, список на этом не исчерпывается.

Шекли высмеял то, что увидел ещё тогда, — агонизирующее бездушие, мусор в головах и душах. Люди запутаны и оболванены общепринятой шкалой приоритетов. Обманчивое изобилие оставляет пустоту и мы порой просто не знаем, куда кинуться. Школы насаждают не ценности, а оценки. Гламур и потребительство — наше кредо.

Разумеется, можно списать мусорные выставки на издержки борьбы за экологию, можно повесить на них ярлык клёвого досуга. А вообще, дело не в них, а в той горе мусора, которая растёт у нас внутри. Из-за нее мы уже не видим неба, не видим друг друга. Ау!

В мире победившего материализма даже отходы мумифицируются, как трупы фараонов в Древнем Египте. Мы трепетно относимся к Вещам и безжалостно — к людям. Наивно потянувшись за щедрыми обещаниями, мы попались на крючок собственного себялюбия, и его острие вонзилось в нас до самых печенок, до коровьих лепешек самозабвенного экстаза.

Наши взаимоотношения часто напоминают забег на выживание. Социальный ландшафт — свалка. Не согласны? А вы новости читаете?

Только не подумайте, что я причитаю. Просто констатирую. Ведь правильный диагноз — залог успешного лечения. Все вышеизложенное — факты, и никакие революции тут не помогут. Наша проблема — не общество, не политика, не экономика и не экология. Наша проблема — человек. Он беспомощен перед собственной природой и всегда идет у неё на поводу.
Выбраться из этой трясины можно, только помогая друг другу — не в семье, не в стране, а глобально, без границ. Мы все живем на одной улице и даже более того, в одном доме. Ну и сколько можно воевать за квартиры и этажи? Выгляните в окно — нас уже затопляет океан эгоизма и он не пожалеет никого.

Прагматики, я знаю, чтó вы скажете. Умные головы, я слышу ваши мысли. Всё верно, и все-таки…
Я знаю координаты чудес — это координаты того угла, в который мы загнаны и из которого обязательно нужно выбраться. Ради спасения человек будет готов на все. Даже на чудо. Даже на то, чтобы объединиться с другими. И тогда вдруг выяснится, что это возможно и что это совсем не так плохо, как нам говорят.

Борис Михлин

Открытый телеканал

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK