Следовать зову сердца. Любовь Соколовски
Жизнь каждого из нас похожа на путешествие. Мы выбираем ли его, или оно нас – так ли это важно? Важнее удовольствие, сопровождающее его.
Внимание, понимание и принимание. Разрешение себе принять все подсказки и все дороги этого путешествия.
Любовь Соколовски. Художник, скульптор, писатель, дизайнер… Человек творящий. Особенная порода людей. Им всегда все интересно, и всегда всего мало – и при этом всегда достаточно самого малого. И это не противоречие. Это единство многих частей. Пытливый ум, который ищет ответов, душа, которой хочется воплотиться во многих формах. Жизнь, состоящая из многих фрагментов – переездов, смены стран, языков, профессий – складывается в целостную картину. В «Другое Путешествие». Именно так называется недавно вышедшая книга Любови Соколовски, с большим успехом принятая читателями.
- Как тебе это удаётся? Как тебе удаётся из обилия всех этих вещей выбрать именно то, что так тебе подходит? Давай поговорим, как твоя душа выбирает свои пути. Слова, темы книг, пространство картины, какая скульптура должна родится, какое украшение.
- Как душа выбирает свои пути, для меня до сих пор остается загадкой. Но именно она, эта загадка и ведет меня по жизни. Были периоды, когда я пыталась поступать в соответствии с разумным, принятым, ожидаемым, даже преуспевала, если судить по чисто формальным результатам, но это никогда не приносило ни удовлетворения, ни ощущения равновесия, ни согласия внутри. Приходилось делить время и силы между тем, что «разумно» и тем, что выходило за рамки этой разумности. Обделенным оказывалось и одно, и другое. Совсем не просто, довериться своим стремлениям, чаяниям, ощущениям. Я не люблю, когда говорят о любви к себе. Любовь – это вектор, который направлен в сторону от тебя, исходит от тебя и жалко растрачивать эту уникальную человеческую способность на самого себя, но я верю, что к себе надо относиться уважительно, считаться со своими потребностями и устремлениями, доверять себе. Решение последовать за внутренним зовом пришло с годами. Дорога оказалась не лёгкой, но неизменно интересной и, главное, без конца и без края. В ней всегда есть смысл, хотя поначалу обычно неясный, размытый. Понимание приходит после, неизменно с чувством цельности, радости свершения, высшего смысла, а потом… очень скоро возникает опять это беспокойство, впереди появляется новая цель, без которой почему-то никак нельзя, которая становиться жизненно важной, самой желанной и совершенно необъяснимой, некое видение, фата Моргана… смысл всегда появляется позже. Ну а если попытаться говорить на более привычном языке, то всё, что я делаю – это мой способ общения с миром, мой язык, мой путь приятия и понимания себя и окружающего. Однажды, среди ночи просыпаешься и понимаешь, что надо идти в этом направлении, дорога опять уходит за горизонт и надо собираться в путь.
- Книги – что они вообще для тебя. Почему ты «выдохнула» в жизнь свои книги? Что для тебе процесс рождения книги?
- Пишу давно, но книг пока не много. Надеюсь, что будет больше. Любой творческий процесс, по-моему, это когда внутри происходит переполнение, и невозможно не выплеснуть это во внешний мир. Иногда это картины, иногда стихи, скульптура, фотография, мультимедиа, а бывает, что и книги… Что-то из перечисленного это веление мгновения, порыв, а что-то требует долгого периода накопления и осмысления. Книги – это процесс длительный, который невозможно ускорить, невозможно начать раньше времени, невозможно решить, сесть и написать… Если пользоваться твоей терминологией, выдохнуть книги, которая мне очень понравилась, то подход к книге требует долгого, глубокого вдоха, погружения на самые глубины сознания и лишь потом можно медленно- медленно выдохнуть, смакуя каждую частичку уходящего дыхания. Именно уходящего… Есть в этом ощущение освобождения, свершения и законченности. Мне нравится работать над словом, слогом, соединять вещи ассоциативно. Рождение книги очень сродни рождению ребенка. Вот только ребенок этот на все сто состоит из тебя и отвечать за него всегда тебе…
- Какой строкой из своих книг или стихов ты описала себя?
- Боюсь, что одной строки тут не хватит. Всё, что я делаю – это я, в разных ипостасях. Это не эгоизм и не эгоцентризм. В каждом из нас заключён цельный, огромный мир. Мир, воспринимаемый нами вовне – это отражение той части нашего внутреннего мира, которую мы уже успели постичь. Чем больше мы постигаем наш внутренний мир, тем больше нам открывается вовне. «Познай себя, и ты познаешь богов и вселенную». Мне это очень понятно и близко. Как и в каждой вселенной, в любом из нас множество граней, которые вряд ли можно уместить в одну строчку, или в одно стихотворение, или даже в один роман.
- Когда рождается украшение, что звучит в тебе? Как ты ощущаешь, что оно состоялось? Представляется ли в процессе та женщина, которая именно его выберет. Есть ли такая история у тебя, что ты создавала украшение и купившая его женщина совпала по характеру с представляемым тобой образом. (Кстати, это интересная тема для романа)))
- Сложный вопрос, скорее даже каверзный для меня… Создание украшений, дизайн одежды, интерьера – это несомненно творческий процесс, но стоящий несколько в стороне от перечисленного выше. Конечно я расстраиваюсь, когда что-то не получается и даже злюсь на себя за неудачи, но в общем и целом – это творчество исключительно созидательное, творение красоты, эстетики, радости жизни. Я всегда говорю, что есть вещи, говорить о которых мне кажется праздной тратой времени, а делать их люблю и получаю от них огромное удовольствие. К примеру: готовка, шопинг … Короче вещи, которые необходимы в нашей жизни, делают её ярче, богаче и полнее, без которых практически нельзя, и именно поэтому, тратить на них слова и дорогие минуты общения, жалко. Я получаю огромное наслаждение создавая свои украшения, отношусь к ним как к произведениям искусств (хотя бы потому, что мною они неповторяемы), но отношение к свершившемуся, состоявшемуся украшению у меня очень спокойное, оценивающее.
Мне нравится учиться, постигать тонкости ремесла, преодолевать трудности и представлять следующее, которое должно получиться лучше и совершеннее. Иногда, преодолев основные задачи и создав то, что представляло для меня наибольший интерес в создаваемом украшении, я оставляю его незаконченным и берусь за новое, основываясь на полученном опыте. Думаю, что в созданиях украшений, пока что, меня больше захватывает процесс и стремление к совершенству. Я ориентируюсь на свой вкус, на свое понимание эстетики. А свершилось или нет, я всегда определяю по ощущению покоя в душе. Это очень короткий период, когда беспокойный зверёк внутри меня затихает и говорит: «Это хорошо.» Наверно, это то, что роднит этот творческий процесс со всеми другими.
- Минуты застоя, есть ли такие? Как ты их используешь? Моменты сомнения – как ты принимаешь их и во что они превращаются?
- «Скука – это пост души, когда жизненные соки помышляют о высоком, искушеньем не греши». Так у Вознесенского? Последнее время таких минут практически нет. Всё больше минут, которых не хватает. Так много можно сделать, да и дела семейные упускать не хочется. А вот моментов сомнений – хоть отбавляй! Для меня любое начинание ассоциируется с хаосом. Сначала появляется идея, видение, а потом процесс изучения, поиска, учебы. Это всегда сопровождается этим мучительным хаосом, сомнениями, разочарованиями, отчаянием. Чем больше я стараюсь постичь и понять, тем гуще туман и беспросветнее будущее. Приятного мало… Но вот в один прекрасный день, я открываю утром глаза и мне всё понятно и ясно, как будто сложился пазл, или образовалась идеальная сфера и всё мне в ней знакомо до мельчайших подробностей, в каждом уголке, в каждой точке. То самое состояние покоя. Нет ничего лучше этого. Это всегда удивление и восторг. Правда, длится это совсем недолго. Я уже знаю, что этот момент непременно наступит, но процесс его достижения всё так же мучителен, хотя порой и поддерживаемый сознательно. Род суеверия, наверно.
- Когда книга написана, картина или украшение создано, что у тебя внутри? Есть ли разница в ощущениях?
- Общее – это кратковременное ощущение покоя. Нет того извечного беспокойства, состояния вопроса, поиска смысла жизни, страха перед бессмысленностью, прозябанием… Получилось! И тот самый внутренний зверёк насытился, угомонился. Очень временное состояние. От него после книг или картин ещё какое-то время отходят волны переосмысления, обдумывания, порой очень серьёзных открытий. Созданное мною порой может рассказать мне обо мне намного больше, чем виделось вначале. Это процессы, когда подсознание, неуправляемое и свободное, выступает на первый план и одаривает меня глубинным знанием. От созданных украшений, если всё сошлось, тоже есть это ощущение покоя, даже хочется порой похлопать себя по плечу и сказать: молодец!, но это больше похоже на передышку, а мысли уже устремились к следующему. Я бы сказала, что в случае с украшениями, я усмиряю зверюшку, а с книгами и особенно с книгами, огромного и очень голодного зверя.
- Живешь ли ты по заранее составленному расписанию или все спонтанно (с утра встала и как душа повела)?
- Я честно составляю расписание на день, утром, за чашкой кофе. Очень люблю ставить галочки – сделано, но увы… это больше касается дел житейских: позвонить, купить, отправить, заказать… Застреваю там, куда душа заведет ненароком. Если попала в свою мастерскую, то застряну на день там, а если в библиотеку-кабинет, да перед компьютером, то продолжу писать. Иногда планы совпадают с происходящим, но это случайности. Планы на неделю работают лучше. Впрочем, я давно уже не печалюсь и не расстраиваюсь по этому поводу и искренне верую, что все происходящее имеет смысл.
- Ты творец и ты бизнес – как ты отличаешь в себе эти части, можешь ли переключить себя с одного на другое? Легко ли это? Или творец владеет большей территорией?
- Боюсь, что творец владеет не бОльшей территорией, а по-хозяйски расположился на всем обозримом пространстве. Бизнесмен из меня не получается. Чисто теоретически, меня это огорчает. Впрочем, творец к моим огорчениям явно глух…
- К какому веку, на твой взгляд, по характеру, ты больше принадлежишь?
- Думаю, конец 19-го, начало 20-го мне бы подошли больше, чем сегодняшний. Это время открытий, предвкушений и новаторства. Belle époque! Серебряный век поэзии, импрессионизм, новое в искусстве, литературе, закладываются основы психологии, рассвет наук и философии. Время задавать главные вопросы бытия. Жаль, что конец этого периода был столь плачевен. А ещё 68 год прошлого века. Время бунтарства и свободы. Впрочем, это больше об упущенных возможностях… Век технологий, мне кажется упрощенным и безликим, хотя пользуюсь я этими технологиями более чем широко.
- Твой вдохновительный ритуал (если вдохновение заблудилось)
- Спокойствие, только спокойствие! Погрузиться в книгу, отправиться в лес, поколдовать на кухне, да что угодно… Оно непременно появится. В той или иной форме…
Любовь Соколовски сейчас живет и работает в Бельгии. В ее небольшом саду обитают необычные скульптуры, созданные ее, и у каждой своя история. Более того, они стали героями новой книги. А в мастерской – кусочки кожи, камни, медь, серебро, инструменты. Именно здесь рождаются новые украшения, которые так нравятся ее покупательницам, живущим в разных уголках земного шара.
*На правах рекламы