Россия хочет свою долю в израильском газе
Израильское деловое издание Globes сообщает, что Россия ищет доступ на израильский газовый рынок.
Предполагается, что президент Путин хочет поучаствовать в разработке самого крупного израильского газового месторождения , Левиафан.
В интересе России к израильскому газовому рынку нет ничего нового. В феврале 2013 Газпром подписал меморандум о намерениях с владельцами месторождения Тамар о покупке 3 миллионов тонн сжиженного газа в год. Проект не был реализован, из-за возражений министерства охраны окружающей среды.
Россия, однако, не сдавалась, и в течение нескольких месяцев вела переговоры о покупке 30% Левиафан. Также на долю в Левиафана претендовали южнокорейская Kogas, китайская CNOOC, и австралийская Woodside. Газпром предложил больше всех, но партнер по разработке Левиафан, Noble Energy, предпочел западного напарника. В финал переговоров вышла австралийская Woodside. Австралийцы, неудовлетворенные теми условиями, которые предоставил Израиль, в последний момент вышли из переговоров. Контракт так и не был подписан.
Сегодня израильская газовая отрасль находится в самом неблагоприятном положении за последнее время (единственное крупное месторождение, план развития месторождения до сих пор окончательно не одобрен, глобальный излишек газа, падение мировых цен на нефть). С другой стороны, более 50% доходов российского бюджета составляют доходы от продажи нефти и газа (45% от нефти 5% от газа).
Но, с точки зрения России, израильский газовый резервуар имеет не столько экономическое, сколько геополитическое значение. Доля российских поставок в снабжении Европы составляет 35%, Турции –55%. И Европа, и Турция судорожно ищут альтернативы поставкам российского газа. Наиболее близкой и очевидной является израильский газ. Израильский газ, идущий через Турцию в Европу представляется одной из наиболее вероятных и выгодных альтернатив. Поэтому Израиль очень опасается того, что главной целью России станет предотвращение развития Левиафан – с тем, чтобы отсрочить или не допустить появления подобной альтернативы. Также существует опасение того, что российские военные корабли могут появится в Восточном Средиземноморье под предлогом "защиты" оффшорных газовых месторождений.
Несомненно, партнерство с российским энергетическим гигантом имеет и свои преимущества. У Газпрома есть профессиональные возможности развития и экспорта газовых резервов, финансовые возможности инвестирования, и рынок потребителей. Несмотря на это, авторы Globes предупреждают, что Израилю стоит "дважды подумать", прежде чем остановить свой выбор на Газпроме.