Лапид держит удар
Скоро выборы, а ситуация в стране, мягко говоря, не радует. Кризис, вызванный пандемией коронавируса, особенно наглядно показал, насколько неэффективно правительство Нетаниягу, которое весь последний год занималось исключительно склоками и попытками спасти премьер-министра от суда. И несмотря на то что сам премьер-министр гордо рапортует о «невероятных успехах» в борьбе с коронавирусом, израильтянам очевидно, что будь правительство хоть немного разумнее и последовательнее в своих решениях, такого количества жертв – и от коронавируса, и от разрушения малого и среднего бизнеса – можно было бы избежать. А теперь Нетаниягу говорит, что прямо в первый же день создания нового правительства раздаст всем нам 15 миллиардов шекелей. Зачем же Вы ждали до сих пор, г-н премьер-министр?
На сегодняшний день единственной настоящей альтернативой Ликуду является только Яир Лапид и его партия «Еш Атид», которая по всем опросам занимает сейчас второе место и продолжает набирать голоса. Чем больше эта партия наберет голосов, тем больше шансов сменить это провальное, продажное и коррумпированное правительство, погрязшее в дележке наших с вами денег и направление их на нужды только одного сектора, тех, кто не делает для страны ничего.
Кто же такой Яир Лапид и как развивалась его политическая карьера?
Лапид – безусловно яркая и харизматичная личность. Начинал он как журналист, писатель и телеведущий. Обаятельный, красноречивый и остроумный, он был очень популярен, но, как и его знаменитый отец Томи Лапид, оставил карьеру журналиста и занялся политической деятельностью.
До того как прийти в политику, Яир 30 лет занимался публицистикой и работал на телевидении. На протяжении долгих лет вел телевизионные ток-шоу, интервьюировал тысячи самых разных людей - от Билла Гейтса до Далай-ламы, от Арнольда Шварценеггера до Тони Блэра. Брал интервью и у всей политической элиты Израиля, в том числе, у шести действующих премьер-министров.
К моменту принятия решения заняться политикой Лапид был одним из самых ярких и успешных израильтян: он вел рубрику, которая открывала субботнее приложение "7 дней" в газете "Едиот Ахронот". Эта колонка много лет считалась самой читаемой страницей в израильской прессе. Две подборки этих колонок вышли в качестве отдельных сборников и стали бестселлерами. Он написал 13 книг, несколько очень успешных пьес, по которым были поставлены спектакли в "Габиме" и в Камерном театре, а также сценарий драматического телесериала "Командный пункт", во время показа возглавлявшего таблицы рейтингов 2-го канала, вел "Пятничную студию" – итоговую программу новостей 2-го канала, главную новостную программу на телевидении в то время.
Все, что начинал, Лапид делал на высшем уровне, достигая серьезных высот. Даже в самом своем главном хобби – карате, он имеет черный пояс, 3-й дан и до сих пор тренируется пять раз в неделю.
У него была приятная и удобная жизнь, у него было все, но он отказался от всего в один момент. Почему?
«Я сделал это, потому что верю: государство Израиль переживает критический момент. Целое поколение молодых людей уже не уверено в том, что видит свое будущее в этой стране. Я чувствую ответственность за то, что происходит в моей любимой стране, и хочу это изменить. А главное, я верю, что все можно изменить», - сказал Лапид.
Карьера Яира Лапида в политике развивалась стремительно – сразу после выборов в 2013-м Нетаниягу назначил его министром финансов. Такой невероятный старт связан скорее всего с тем, что Биби просто испугался яркого и суперпопулярного соперника, чья партия «Еш Атид» на первых же выборах получила 19 мандатов. А поскольку страна на тот момент находилась в глубоком экономическом кризисе, Биби предложил своему конкуренту «расстрельную» должность, надеясь, что на ней он быстро растеряет всю свою популярность.
Но Лапид принял вызов и начал работать. Собрав профессиональную команду экономистов, он действовал решительно и принял ряд непопулярных мер, включающих повышение налогов и урезание некоторых льгот. В тот момент необходимо было срочно залатать бюджет, дефицит которого составлял 40 миллиардов шекелей и продолжал увеличиваться. Другого выхода просто не было.
Ровно через год и 8 месяцев, когда экономические показатели начали выправляться, Биби уволил Лапида с должности, естественно, свалив на него всю ответственность за непопулярные решения. И, конечно, забыв упомянуть, что благодаря Лапиду дефицит бюджета снизился с 4,2% до 2,6% (один из самых низких показателей в истории Израиля), безработица упала с 6,2% до 5,7% и продолжала снижаться, и не было ни шекеля «сверхрамочного» дефицита.
Но реальные достижения Лапида никого не интересовали. На него обрушилось огромное количество критики и даже оскорблений, и казалось, что его так блестяще начавшаяся политическая карьера закончена. И тут внезапно стало понятно, что сломить Лапида не так-то просто – он отлично умеет держать удар.
А удары сыпались со всех сторон. Ведь кроме злости рядовых израильтян из-за повышения налогов, Лапид навлек на себя страшный гнев ультраортодоксов. Меньше чем за 2 года в правительстве он умудрился сделать то, о чем многие известные политики только кричат перед выборами, но никогда не решатся осуществить на деле, а именно: урезал бюджет ешив почти наполовину. Это был правильный шаг, и он привел к тому, что к 2015 г. на рынок труда вышло более 50% мужчин-ультраортодоксов и более 75% женщин, но это прекратилось в 2016 г. после отмены постановлений Лапида в министерстве финансов. Кроме того, он обусловил получение финансирования в системе ультраортодоксального образования изучением базовых предметов – математики и английского. А также отменил государственные субсидии на строительство новых зданий для религиозных учреждений в размере 25 миллионов шекелей в год. Позже все вернулось на круги своя. Закон о всеобщем призыве тоже был принят при Лапиде, а затем отменен Нетаниягу.
Можете себе представить, какие жуткие проклятия и реальные угрозы раздавались в адрес Яира Лапида. Ну и конечно же, после его отставки Биби отменил все, что было им сделано в этом направлении, и вернул расположение своих лучших друзей из ультраортодоксальных партий
Многие на месте Лапида в такой ситуации сдались бы и опустили руки, и их трудно было бы за это осуждать. Однако не в правилах Яира отступать перед трудностями - для него это стало лишь хорошей школой реальной политики. И хотя с виду Лапид улыбчив и обаятелен, выяснилось, что он обладает стальным характером и незаурядными бойцовскими качествами настоящего лидера.
После следующих выборов, на которых партия «Еш Атид» несмотря ни на что получила 11 мандатов, Лапид отказался вступать в переговоры по коалиции с Ликудом и остался в оппозиции. Он активно занялся выстраиванием структуры «Еш Атид», привлекая самых активных и деятельных людей из всех уголков страны. На сегодняшний день «Еш Атид» — это слаженный механизм, насчитывающий тысячи активистов в разных городах Израиля. Среди них есть и наши бывшие соотечественники – Константин (Йоэль) Развозов, Владимир Белиак и Таня Мазарская, которых мы увидим в следующем кнессете. И даже будучи в оппозиции, партия активно работала, развивалась, инициировала и продвигала законы, а также составила подробную программу, рабочий план действий на 200 страниц, охватывающую практически все сферы нашей жизни.
В основе программы «Еш Атид» - принципы, которым Лапид никогда не изменял. Принципы, опирающиеся на идеи либерализма и сионизма. Лапид неоднократно заявлял, что Израиль – государство-пристанище для всех евреев: светских и религиозных, богатых и бедных, говорящих на разных языках и имеющих разные взгляды, - но главное, чтобы закон был единым для всех. Как и в начале своей политической карьеры, он борется за устранение перекоса в отношении государства к светским и ультраортодоксальным гражданам, особо остро проявившегося во время пандемии. Но если в 2013-м, будучи новичком, он не смог переиграть Нетаниягу, то сейчас Лапид - зрелый политик, прошедший огонь, воду и медные трубы. Он на собственном опыте изучил все подводные камни израильской политики и как никто умеет постоять за свои убеждения, которым никогда не изменял.
От своих соратников Лапид ждет такой же принципиальности и последовательности, поэтому ему, похоже, бывает очень нелегко поверить, что в угоду сиюминутным интересам некоторые способны отказаться от своих принципов, нарушить слово, изменить договоренностям. Все помнят историю с Бени Ганцем, которому Лапид уступил место лидера в блоке «Кахоль Лаван», и который нарушил обещание не входить в коалицию с Нетаниягу, как только представилась возможность. Лапида не соблазнила должность министра иностранных дел и заместителя премьер-министра. Он был разочарован Ганцем, ведь тот обманул не только товарищей по блоку, но и всех их избирателей. К чести Лапида, он не начал мстить «предателю», не вылил на его голову тонны грязи, как это сделали бы многие другие. Во всех речах Лапида явственно звучало лишь горькое сожаление. Так же достойно он ведет себя и по отношению к бывшим соратникам и друзьям Моше Яалону и Оферу Шелаху, решившим покинуть «Еш Атид». При том что в ораторском искусстве мало кто может с ним потягаться, острый на язык Лапид не сказал о них ни одного дурного слова.
Однако Лапид сделал выводы и решил больше никому не уступать место лидера. Ведь если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам. И он безусловно прав. На сегодняшний день понятно, что «Кахоль Лаван» вряд ли преодолеет электоральный барьер, «Телем» и Шелах отказались от участия в выборах, а «Еш Атид» лишь набирает голоса и по опросам занимает сейчас второе место. И, безусловно, первое – в качестве альтернативы Ликуду.