Авторская песня под гитару от выпускницы Гнесинки
- Почему все-таки именно авторская песня (под гитару)? Вы закончили Гнесинку по классу фортепиано. Не задумывались о переложении песен в клавишный вариант и концертном исполнении под фортепианный аккомпанемент, а-ля Элтон Джон?
- Авторская песня как-то всегда доминировала в моем домашнем воспитании наряду с другими, также прекрасными, музыкально-поэтическими образцами (романс, зарубежная джазовая и эстрадная классика, французский шансон, русская народная песня). Авторская песня всегда была как-то теплее, ближе, ну и, в конце концов, проще для исполнения под гитару.
Кроме этого, очень люблю петь в сопровождении инструментального ансамбля. Большинство моих альбомов - это как раз такие эксперименты с аккомпаниаторами: "Неожиданный альянс" - Сергей Войтенко (баян) и Саша Марченко (великолепный гитарист, аранжировщик и мультиинструменталист), "Знакомая романтика" - кантри-группа "Грассмейстер", "Старое-доброе" (один из моих новых альбомов, которые я буду представлять в Израиле) - оркестр "Креольское танго" и т.д.
- Ваши концерты в Израиле будет вести Ваш близкий друг Александр Дов. Как вы познакомились? В мужском изложении подобные рассказы звучат тепло, но прозаично: "86-й год, Первый всесоюзный фестиваль, я - в жюри, которое возглавлял тогда Окуджава, Галина - лауреат фестиваля".
- С Сашей (тогда еще Медведенко) я познакомилась действительно на том самом, памятном, 1-м Всесоюзном фестивале авторской песни в Саратове, подарившем авторской песне таких лауреатов, как Алексей Иващенко и Георгий Васильев, Боря Бурда, Витя Байрак, Люба Захарченко, Оля Качанова. А жюри - цвет и слава авторской песни - Окуджава, Никитины, Долина, Медведенко, Берковский, Егоров, Мирзаян... Почетные гости (из самых любимых) - братья Мищуки, Галя Богдановская и Леша Брунов... Всех поименно не перечислишь, но это действительно был фестиваль фестивалей в смысле представительности и концентрации лучших единиц авторской песни на квадратный сценический метр! Для меня лично - наверное, одна из самых главных творческих вех в жизни.
Саша Медведенко сразу пленил меня теплым голосом, проникновенным исполнением и удивительной мелодичностью своих мудрых стихов. Именно тогда мне запомнился его "Дом на берегу реки"...
- Вы однажды ездили на совместные с Александром Довом гастроли в Америку. Запомнилась ли эта поездка какими-то интересными происшествиями, знакомствами?
- Совместные с Сашей Довом гастроли в Америку - это отдельная удача и отдельное счастливое время в моей жизни. Потому что это были не просто совместные концерты с действующим классиком. Для меня каждый наш концерт был еще и истинным творческим наслаждением простого слушателя, приобщающегося к настоящему искусству. Ведь для меня Саша до сих пор остается уникальным исполнителем высочайшего класса и глубины. Я обожаю просто слушать, как он поет. А из интересных происшествий в этой поездке, пожалуй, запомнилось следующее. Во время концерта в Миннеаполисе Саша пел песню Визбора, где есть такие слова: "Мы смотрели телевизор, а за окнами шел снег...". И, представляете, во время этой песни за стеклянными стенами зала, на темной, освещенной синими фонарями улице, вдруг тихо-тихо пеленой закружились снежинки... Вот вам сила воздействия настоящего искусства, я имею в виду Сашино исполнение!
- Возвращаясь к фестивалю 86-го… Было много переживаний?
- Я человек очень эмоциональный и открытый, иногда даже чересчур. Волнение было колоссальное! А состав участников конкурса - очень сильный, поэтому в глубине души я старалась успокаивать себя, уговаривая, мол, кто ты такая, чтобы всех их победить... Счастье было какое-то совершенно необъятное , когда сам Булат Шалвович вручал мне лауреатский приз и диплом!
- Ваше знакомство с Окуджавой состоялось тоже в 86 на этом фестивале? Каким он Вам запомнился?
- Булат Шалвович был и остается для меня особым жизненным ориентиром (предпочитаю это слово слову "кумир"). Очень точным, очень честным, мудрым и одновременно простым, как все гениальное. Таким он мне и запомнился при первой встрече. Таким я себе его и представляла до этого, встречая на других московских концертах. Таким он являлся для меня в моменты наших немногочисленных, но очень важных для меня встреч. Таков он для меня до сих пор.
- Расскажите, пожалуйста, о проекте "Песни нашего века" – чья это была идея, кто организовал, какова была Ваша роль. Какие песни Вы выбрали для этого проекта? И почему именно их?
- Проект "Песни нашего века" придумали Георгий Васильев и Алексей Иващенко, они нас всех собрали и пригласили Никитина с Берковским быть художественными руководителями этого проекта. А дальше каждый из нас, приглашенных, стал полноправным партнёром, участвующим в творческих баталиях по отбору и форме исполнения песен, составлению концертных программ и т.п.
Отбор песен для первых дисков проекта - совершенно особая статья. Мы ставили задачу спеть не какие-либо песни конкретных авторов, а "народные бардовские песни", которые часто и с удовольствием поются, легко запоминаются и подхватываются.
Первоначально мы сами набросали список таких песен, и их получилось около 150. Потом мы провели анкетирование среди своих друзей, на концертах и в Интернете. Список ужался в три раза. А при финальном отборе осталось 38 песен, первые 19 из которых и составили первый альбом. Оставшиеся 19 - второй. Ну, а потом нам уже просто не давали остановиться слушатели. Вот уже 9 альбомов...
- В Вашем репертуаре очень много песен Визбора - вы его предпочитаете другим? За что Вы любите его песни?
- В моём репертуаре больше всего песен Булата Окуджавы. Песни Визбора - на втором месте. Для меня в них - подкупающая теплота, простая и щемящая, поэтичная и сентиментальная, и всегда открыто-добрая романтика. Я осуществила не так давно еще одну свою мечту - записала целый альбом песен Визбора. Это тоже новый альбом, который я буду представлять на концертах в Израиле. Там и расскажу поподробнее, как и почему такой альбом появился...
- Участвует ли муж в Вашей карьере? Может быть он - первый слушатель и первый критик? Исполняете ли Вы перед семьей "на пробу" песни перед тем, как брать их в свой репертуар?
- Муж - поклонник авторской песни. Когда у него есть время, он бывает со мной на фестивалях и концертах. Некоторые песни пою сначала ему. Вся моя семья – это действительно мои первые слушатели и критики.
- Ваш сын сейчас тоже занимается музыкой?
- Сын Алеша не просто занимается музыкой. Он, в отличие от меня, еще и сочиняет песни. В основном - на английском языке. На мой взгляд, музыкально довольно приятные, и с живой мыслью. Главное - он очень хорошо поет. У его музыкальной группы уже есть свои почитатели. Он все чаще ездит со мной на бардовские фестивали и успешно выступает там со своими песнями. Я счастлива видеть, когда это происходит, и очень хочу, чтобы его талант получил заслуженное признание.
ГАЛИНА ХОМЧИК
Родилась в Москве 30 мая 1960 года в том же роддоме им. Грауермана на Старом Арбате, где в 1924 году родился Булат Окуджава. Коренная москвичка. До 3-х лет жила на Старом Арбате в Калошином переулке.
Начальное музыкальное образование получила в школе 7-летке им. Гнесиных по классу фортепиано. Гитару освоила самостоятельно.
Окончила филологический факультет МГУ им.Ломоносова.
Лауреат Московских фестивалей авторской песни 1982,1983 гг.,1-го Всесоюзного фестиваля авторской песни в г.Саратове (1986 г.), Грушинского фестиваля (1987 г.), 20-го Рабочего Фестиваля в Берлине (1984 г., золотая медаль).
Постоянный член жюри Грушинского фестиваля (с 1989 по наст. время), фестивалей "Петербургский аккорд", Открытого Московского фестиваля в Коломенском, Ильменского и других фестивалей авторской песни .
Постоянный участник вечеров "День рождения Ю.Визбора" в ГЦКЗ "Россия", ведущая (вместе с Борисом Львовичем) юбилейного вечера, посвященного 70-летию Юрия Визбора 2004 г., а также других вечеров Ю.Визбора и концертов авторской песни в Кремле. Солистка проекта "Песни нашего века".
Вышло десять альбомов: "Нескучный сад", "По-женски о вечном", "Не покидай меня весна", "Знакомая романтика", "Неожиданный альянс", "Песни Булата Окуджавы", "МГУ: мои гениальные учителя", "Двухголосие", "Старое-доброе", "Песни Юрия Визбора".
Кроме того, в составе коллектива "Песни нашего века" участвовала в записи восьми альбомов этого проекта.
Также песни в исполнении Галины Хомчик включены в альбомы серий "Время наших песен", "Наши песни", "Бардовский хит", "Время новых песен", "Митяевские песни"(1).
Один из двух исполнителей (другой из них – Елена Камбурова) в жанре авторской песни (не сочинивших ни одной песни), чьё имя вошло в книгу "Самые знаменитые барды России". В ней Хомчик названа "рекордсменом по количеству сольных концертов". Все остальные персоналии этой книги – авторы: Ю.Визбор, Б.Окуджава, В.Высоцкий, О.Митяев, В.Долина и др.).
С 1984 по 2007 гг. работала на телевидении. Одна из продюсеров знаменитых телемостов конца 80-х-начала 90-х годов.
Автор и ведущая телепередач об авторской песне конца 90-х годов "Я вам спою" и "Наполним музыкой…" на каналах 1-м, 31-м, СТС, ТНТ, а также детских программ "Детское время" (СТС) и "Сказка на ночь" (ТНТ) того же периода.
Режиссер и продюсер большинства видеоклипов на песни Олега Митяева, самые известные из которых – "С добрым утром, любимая", "Лето – это маленькая жизнь", "Мама", "Жизнь замечательных людей".
С 2004 по 2009 год вела вместе с Олегом Митяевым авторскую программу "Давай с тобой поговорим" на радио "Шансон" .
Выступает как с сольными программами, так и с хоровым бардовским проектом "Песни нашего века".
Сольные программы: "Не покидай меня весна", "По-женски о вечном", "Знакомая романтика", "Бардовская классика и не только…", "Песни Булата Окуджавы" и др.
Неоднократно бывала с сольными гастролями в США, Германии, Франции, Израиле и других странах.