Фарбаржевич: писать сказки могут лишь те, кто в них верит…
В апреле в разных городах страны идут премьерные показы спектакля «Дюймовочка». Это первая совместная работа Шауля Тиктинера - руководителя Израильского ТЮЗа и писателя-сказочника Игоря Фарбаржевича, автора «Сказки о Маленьком Лисенке», автора песен, исполненных Александром Малининым и отца семерых детей
- Шауль Тиктинер рассказывал, что вас связывает давняя дружба. Какой была ваша харьковская юность?
С Шаулем, который лет сорок тому назад скромно звался Сашей, мы познакомились во дворе нашего дома, на улице Фрунзе. В те благословенные «застойные» года, когда ещё не было никаких жизненных потрясений кроме потрясений в области любви (в силу возраста) и, конечно же, искусства (в силу обоюдных интересов), нас объединяли схожие планеты - Театр, Поэзия, Литература, Кино. А ещё дальнейшие жизненные планы, в которых каждый видел себя Колумбом, обязательно верящим в открытие Америки.
Прошли годы, Судьба разъединила нас на несколько десятков лет. Позже выяснилось, что Шауль с успехом открыл свой «тюзовский Израиль», о котором теперь знают не только израильская семья, где есть свой Малыш, но и Россия. В конце прошлого года, живя уже не в Москве, а в старинном прекрасном городе Владимире, я получил от Шауля предложение написать инсценировку сказки «Дюймовочка». Так мы с ним соединились вновь. Знаете, это большое счастье вернуться «на круги своя…». Как будто вернуться вновь в свою молодость…
- «Дюймовочка» написана специально для театра Шауля Тиктинера. В чем особенность написания пьесы для израильского театра на русском языке?
Об этих особенностях мне прочёл несколько заочных лекций сам Шауль. В них он говорил о менталитете жизни, воспитании детей, о чём можно говорить с ними, о чём нельзя, что они знают и что нет. В остальном - дети, как дети, любят и поозорничать, и посмеяться. Инсценировка «Дюймовочка» получилась весёлой и музыкальной. Главные её темы - жизнь «болотная» (лягушки, Крот, Крыса) и жизнь «небесная» (ангелы, эльфы). Мрачное и Радостное. Тёмное и Светлое. Уверен, что спектакль получился замечательным и талантливым! Как и сам «Театр Шауля Тиктинера». Завидую всем, кто его увидит.
- Вы работали лаборантом НИИ, электриком, рабочим сцены, худруком самодеятельности, директором дома культуры, охранником, слесарем, режиссером, фотографом... Как повлиял на вашу жизнь такой разброс видов деятельности?
Ещё следует добавить - актёром Харьковского ТЮЗА, где в то время главным режиссёром был Леонид Абрамович Хаит - гениальный режиссёр, прекрасный, остроумнейший человек, живущий сейчас в Израиле, основатель всемирно известного коллектива «Люди и куклы». На сцене ТЮЗа я сыграл с десяток ролей в таких спектаклях, как «Они и мы», «Судебная хроника» и других, и даже в «Робин Гуде» роль секретаря Шерифа Ноттингамского. А ещё помню крошечную роль еврейского мальчика Виктора Геппа в документальном спектакле «Последние письма», поставленном по письмам людей, идущих на казнь. Этот спектакль оказался и для Хаита последним - Обком партии уволил его с должности главрежа, после чего его пригласил в Москву, в свой Центральный кукольный театр, «недальновидный» Сергей Образцов.
В 70-е годы устроиться в Харькове туда, куда хочешь, было довольно трудно, поэтому такие прозаические специальности, как слесарь-сборщик и охранник, давали гарантированный заработок. Особенно мне нравилась работа охранника на каком-нибудь тихом предприятии. Можно было спокойно сочинять по ночам новые истории. А первая моя работа началась в 15 лет в одном из Харьковских СтройНИИ, куда меня лаборантом устроил отчим. Я ей очень гордился, проверял качество бетонных кирпичей на прочность на специальном прессе. А множество разных профессий, как я понял потом, пошло мне на пользу, уже как для человека пишущего…
- Почему вы начали писать сказки?
«Много врал» (с позиции взрослых)! На самом-то деле фантазировал. Но где эта грань между выдумкой и фантазией? На это даже барон Мюнхгаузен вряд ли ответил бы. А фантазировать начал тогда, когда хотел убежать за «горизонт бытия», в другой мир, на «другие берега» и земли… Мне было ужасно любопытно узнать, как там живут люди, звери, птицы, как устроен волшебный мир. Никто об этом рассказать мне, естественно, тогда не мог: все мои близкие были людьми правдивыми, что говорило об их несомненной порядочности, но рядом с ними мне было скучно. Кстати, до сих пор, когда я пишу новую книгу, то ухожу «с потрохами» в тот век, в котором происходит действие сюжет. А ещё у меня есть «своё время»: это Россия, 1-я треть 19 века. В нём я, несомненно, жил в прошлой жизни. Там я чувствую себя настолько уверенно, что даже написал несколько книг в жанре мистического реализма. Там же, в 19 веке, для меня ещё есть надежда когда-нибудь встретиться с Пушкиным. Вообще писать сказки могут лишь те, кто в них верит…Мной написано около двух десятков романов, повестей, сборников. И всё это сказки, фантазии, небыли. Сейчас мои книги наконец-то стали издаваться в России и, надеюсь, этот процесс только начинается.
- Вы написали цикл «Сказки о Маленьком Лисенке». Чем вас привлек этот герой?
Цикл «Сказок о Лисёнке» возник очень давно, в конце 70 годов. Первой была «Сказка о Старом Эхе». Кстати, Лисёнок у меня там был голубого цвета, так как родился в голубую лунную ночь. К тому же, моим детям нравилась музыкальная сказка «Голубой щенок». Тогда это имя было волшебно и замечательно. Но вскоре приобрело настолько одиозный смысл, что и мой Лисёнок из «голубого» стал Маленьким. Прошли годы, я забыл об этом герое. А когда переехал в Москву, закончил сценарный факультет ВГИКа и стал писать киносценарии для мультфильмов, то вспомнил о нём и стал сочинять сказку за сказкой. Вообще-то прав Флобер, когда говорил: «Бовари - это я». Каждый персонаж - частичка любого автора. Так и мой Лисёнок. Он - это я в детстве.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в мультипликации.
Первым мультфильмом на киностудии «Экран» была та же «Сказка о Старом Эхе». Потом руководство студии предложило мне продолжить предполагаемый сериал. И я написал ещё восемь сценариев. Однако девятый фильм так и не было закончен. Он был нарисован, смонтирован и снят, но не озвучен, так как в тот год развалился СССР. Кроме девяти фильмов о Лисёнке, у меня есть несколько кукольных фильмов: «Девичьи узоры», «Про Власа-стрельца…», «Соловей» (по Андерсену). Есть несколько короткометражных мультфильмов, среди которых фильм, снятый известным талантливым режиссёром Александром Татарским: «Происшествие в музее». А короткометражный мультфильм «Лестница жизни» (режиссёр Борис Тузанович, который снял и всего «мультипликационного» Лисёнка) получил в Каннах Диплом за сценарий.
- Вы пишете стихи к песням, в частности, для Александра Малинина. Какие особенности у работы в песенном жанре?
Специально я не писал стихи для Малинина. Так получилось. Мой кузен, композитор Володя Карминский написал песню на мои стихи «Я уеду» и предложил её Александру, тогда только-только начавшему свою карьеру. Эта песня прозвучала на ТВ под какой-то Новый год, её Малинин спел, сидя на коне в гусарском костюме. Так что наша с Карминским песня дала талантливому певцу известный всем имидж, однако за это Саша нас так и не отблагодарил даже стаканом горячего пунша!
Но ещё до этого случилась вот какая история. Когда песню взял для исполнения Александр Малинин, мне позвонили из «Останкино» и предложили немедленно взять псевдоним, так как фамилия Фарбаржевич не вписывалась в гусарский имидж певца. Так как моё отчество - Давыдович, то я предложил простое решение: Игорь Давыдов. Однако какой-то цензор, в последний момент, исправил и эту «ошибку». Раз песня о гусарах, решил он, то написать её мог только Денис Давыдов. Потом на пластинках я превратился в Юрия Денисова. Только спустя много лет, на Юбилейном концерте Александра Малинина в Доме Музыки наконец-то вернули настоящую фамилию.
Что же до особенностей текстов в песенном жанре, как мне кажется, стихи не должны выделяться на фоне музыки.
- Вы - отец семерых детей. Сложно быть многодетным папой? Какие у вас отношения с детьми?
Сложно. Когда один ребёнок в доме. Ещё сложнее, когда их двое. После третьего - уже всё равно, какое их количество. Но зато потом становится легко, если ими заниматься, как следует. Если любить их, болеть за них, учить всему, что знаешь сам. Не быть отцом-занудой, ленивцем, тираном, быть другом-товарищем, но не доводить до панибратских отношений. Уважать друг друга - вот идеал отношений родителей и детей.
Мои отношения с детьми, на мой взгляд, если не идеальны, то непременно хороши. У меня четверо сыновей и три дочери.
- Среди ваших детей есть актеры, даже внучка Василиса - актриса. Что повлияло на их решение в выборе профессии и как вы к этому относитесь?
Старший сын Антон - актёр театра и кино, снялся более, чем в сорока фильмах. Кроме этого он еще композитор, руководитель и солист музыкальной группы «Область сердца». Второй сын Даниил тоже актёр. Серьёзно занимается озвучкой фильмов - их на его счету около 2 тысяч. Теперь к этой профессии присоединилась его дочь Василиса. Ей скоро 11 лет, и на её счету уже десяток больших игровых фильмов, среди которых: «Тарбозавр», «Индюки: назад в Будущее», «Когда поют ангелы», «Несносный дед», «Королёк - птичка певчая» и другие. Еще одна моя внучка Даша в свои 6 лет пошла по пути двух дядь - «работает» маленькой актрисой в Камерном театре им. Бориса Покровского, снимается в кино и рекламах. Не сомневаюсь, что на их решение быть тем, кем они стали сейчас, повлияло наше с женой воспитание: еженедельное посещение театров, кино, классических концертов, художественных музеев и выставок, частые встречи у нас в доме с нашими друзьями. В итоге выбор профессий у детей получился естественным образом. Я отношусь ко всему этому уважительно. Как говорится, «себя они сделали сами».
- Какие слова нужно говорить своим детям, чтобы они вас услышали?
Дети это всегда счастье. Трудное счастье, горькое счастье, сверкающее, любое! Дети - это радость в душе и нежность на сердце. Говорить с ними нужно весело, но строго; радостно, но твёрдо; спокойно, искренне и не заискивая. И, ГЛАВНОЕ - ЯЗЫКОМ ЛЮБВИ.