Виктор Шендерович: "Я не рыцарь, я - литератор…"
Виктор Шендерович - фигура, несомненно, знаковая. Много лет его имя на слуху, а знаменитое "В деревне Гадюкино - дожди" стало известным мемом. Общественная деятельность Шендеровича вызывает неоднозначную реакцию, но он продолжает бороться с тем, что считает несправедливым и уродливым. Это создает ему неудобства, но Шендерович не сдается и не собирается изменить своей стороне баррикад.
В Израиле его хорошо знают и любят. Предстоящие в ноябре гастроли Виктора Шендеровича обрадовали его по-прежнему многочисленных поклонников, и мы решили задать ему несколько вопросов
- Виктор Анатольевич, вы не выступали в Израиле несколько лет. С какими ожиданиями вы приезжаете в нашу страну?
- Израиль для меня уже давно - это полтора десятка друзей и сотни благодарных зрителей. С ними со всеми я и надеюсь встретиться снова.
- Чем отличается ваша новая программа от предыдущих?
- В некотором смысле - ничего общего! Программа "Анекдот сильней, чем Геродот" выросла из лекции, прочитанной мной однажды в Мичиганском университете - об истории противостояния русского вольного слова и русской цензуры. Тема оказалась удивительно широкой и многомерной; в нынешнем виде это, разумеется, не лекция, а три дюжины занимательных сюжетов: литературно-политические байки, эпиграммы и портреты, Замятин и Аверченко, Шварц, Булгаков и Эрдман против царской цензуры и советского Главлита. На десерт - советский и постсоветский ХХ век в частушках и политических анекдотах, от Ленина до Путина. Все это весьма информативно, немного страшновато и очень смешно.
- Вы много гастролируете и можете сравнить русскоязычную публику в различных странах зарубежья. Чем отличается израильская?
- Я бы не стал делить публику по географии. По крайней мере, моя публика - от Москвы до Тюмени и от Сиднея до Калифорнии - это, поверьте, очень похожие лица, и общий знаменатель в них не национальность, а количество и качество прочитанных книг.
- Виктор Анатольевич, вы уверены, что имена Эрдмана, Аверченко и других писателей, чьи произведения включены в программу, известны зрителям и вызовут отклик, на который вы рассчитываете?
- Я уже частично ответил на этот вопрос. Добавлю, что даже не сомневаюсь: в сегодняшнем Израиле живут тысячи людей, которым не надо объяснять, кто такой Аверченко…
- Насколько, по вашему мнению, русскоязычные израильтяне разбираются в происходящем на их бывшей родине? Ведь многие из них живут в Израиле более двух десятилетий, а если на вашу программу придут молодые зрители, которые выросли и даже родились в Израиле? У них совсем другие культурные коды…
- Если культурные коды не пересекаются, человек и не придет на мой концерт, и никаких обид с моей стороны тут быть не может, разумеется! Впрочем, во время последних моих американских гастролей в зале пару раз обнаруживались любопытствующие (и по преимуществу англоязычные) дети моих эмигрировавших ровесников: просто зашли посмотреть своими глазами на человека, про которого слышали от родителей. Это, конечно, уже немножко напоминало музей или зоопарк, но интерес был вполне взаимный!
- Писатели-сатирики вышли к публике в конце 80-х, некоторые из них, вы в том числе, стали настоящими эстрадными звездами. Прошло более четверти века, многое изменилось. Вы по-прежнему ощущаете потребность прямого общения со зрителями, или это дань привычке?
- Писатель с листочками у микрофона не должен тягаться с артистом; тут совсем другие правила игры. Что до меня, я выхожу на сцену с удовольствием. Может быть, детонирует мое театральное прошлое, но, кроме того: эстрада - очень честное место! Ты должен взять внимание публики здесь и сейчас; твой успех (или твой провал) очевидны. Это еще немножко и спорт, конечно. Ну и, конечно, человеческое тепло, которое получаешь в обмен на свою работу немедленно - оно очень согревает.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем совместным с Владимиром Мирзоевым проекте "Петрушка".
С "Петрушкой" - вот какая петрушка получилась. Комедия с героем, прототипом которого являлся Путин, была написана в 2007 году, и еще в 2013-м ее можно было играть в первоначальном виде. Но в 2014 году прототип вышел на новую злодейскую орбиту, и сейчас мы несколько адаптируем материал… Фильм будет - непременно!
- Российский Форбс назвал "Петрушку" самым успешным опытом краудфандинга. Что это и почему именно вам с Мирзоевым так повезло?
- Видимо, тут в одну точку сошлись интерес публики к нашим именам и желание увидеть полноценную сатиру на того, кто уже полтора десятилетия в России - объект лишь для панегириков.
- В Википедии ваша последняя книга датирована 2010 годом, у вас есть дальнейшие литературные планы?
- Википедия несколько приотстала от жизни; книги как раз выходят регулярно, и в Израиль я привезу совсем свеженькую: повесть "Соло на флейте", оформленную замечательными рисунками Дениса Лопатина. Это новое имя в мировой карикатуре - именно мировой, поверьте.
- Хотели бы вы вернуться на телевидение, где успешно работали много лет, и при каких обстоятельствах это может произойти? Это только внешние условия или внутренние тоже?
- Нет, обратно на телевидение я не хочу, я им объелся и с удовольствием обитаю теперь за своим письменным столом. Что же до самой возможности моего появления на экране, то при Путине я могу появиться там только с титром "подонок" или "друг украинской хунты". 2014 год, конечно, добавил мне ощущений в этом смысле…
- Вас назвали "рыцарем непечатного образа". Насколько это определение справедливо? Кем вы сами себя считаете?
- Ну, это игра слов, не более… И не моя, разумеется. Мне нравится слово "литератор', оно полностью определяет мою профессию. А дальше начинаются важные подробности: публицист, прозаик, драматург... Мне, разумеется, нравится медленная писательская работа, "вдлинную', так сказать. Но и на злобу дня («утром в газете - вечером в куплете») иногда писали гениально. Тот же Аверченко показал, как это делается.
С 19 по 27 ноября Виктор Шендерович покажет свою новую программу "Анекдот сильней, чем Геродот" (19.11 - Ришон ле-Цион, 20.11 - Петах-Тиква, 21.11 - Беэр-Шева, 22.11 - Ариэль, 23.11 - Бат-Ям, 25.11 - Ашдод, 26.11 - Кармиэль и 27.11 - Нетания).
Дополнительная информация и заказ билетов на сайте кассы «Браво» http://www.bravo.maxi.co.il/announce/20047 и по телефону: 054-6444999
Справка:
Краудфандинг – (народное финансирование, от (англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сбор средств может служить для различных целей.
Википедия
Интервью – компания EGOeast Виктор Шендерович - фигура, несомненно, знаковая. Много лет его имя на слуху, а знаменитое "В деревне Гадюкино - дожди" стало известным мемом. Общественная деятельность Шендеровича вызывает неоднозначную реакцию, но он продолжает бороться с тем, что считает несправедливым и уродливым. Это создает ему неудобства, но Шендерович не сдается и не собирается изменить своей стороне баррикад.
В Израиле его хорошо знают и любят. Предстоящие в ноябре гастроли Виктора Шендеровича обрадовали его по-прежнему многочисленных поклонников, и мы решили задать ему несколько вопросов
- Виктор Анатольевич, вы не выступали в Израиле несколько лет. С какими ожиданиями вы приезжаете в нашу страну?
- Израиль для меня уже давно - это полтора десятка друзей и сотни благодарных зрителей. С ними со всеми я и надеюсь встретиться снова.
- Чем отличается ваша новая программа от предыдущих?
- В некотором смысле - ничего общего! Программа "Анекдот сильней, чем Геродот" выросла из лекции, прочитанной мной однажды в Мичиганском университете - об истории противостояния русского вольного слова и русской цензуры. Тема оказалась удивительно широкой и многомерной; в нынешнем виде это, разумеется, не лекция, а три дюжины занимательных сюжетов: литературно-политические байки, эпиграммы и портреты, Замятин и Аверченко, Шварц, Булгаков и Эрдман против царской цензуры и советского Главлита. На десерт - советский и постсоветский ХХ век в частушках и политических анекдотах, от Ленина до Путина. Все это весьма информативно, немного страшновато и очень смешно.
- Вы много гастролируете и можете сравнить русскоязычную публику в различных странах зарубежья. Чем отличается израильская?
- Я бы не стал делить публику по географии. По крайней мере, моя публика - от Москвы до Тюмени и от Сиднея до Калифорнии - это, поверьте, очень похожие лица, и общий знаменатель в них не национальность, а количество и качество прочитанных книг.
- Виктор Анатольевич, вы уверены, что имена Эрдмана, Аверченко и других писателей, чьи произведения включены в программу, известны зрителям и вызовут отклик, на который вы рассчитываете?
- Я уже частично ответил на этот вопрос. Добавлю, что даже не сомневаюсь: в сегодняшнем Израиле живут тысячи людей, которым не надо объяснять, кто такой Аверченко…
- Насколько, по вашему мнению, русскоязычные израильтяне разбираются в происходящем на их бывшей родине? Ведь многие из них живут в Израиле более двух десятилетий, а если на вашу программу придут молодые зрители, которые выросли и даже родились в Израиле? У них совсем другие культурные коды…
- Если культурные коды не пересекаются, человек и не придет на мой концерт, и никаких обид с моей стороны тут быть не может, разумеется! Впрочем, во время последних моих американских гастролей в зале пару раз обнаруживались любопытствующие (и по преимуществу англоязычные) дети моих эмигрировавших ровесников: просто зашли посмотреть своими глазами на человека, про которого слышали от родителей. Это, конечно, уже немножко напоминало музей или зоопарк, но интерес был вполне взаимный!
- Писатели-сатирики вышли к публике в конце 80-х, некоторые из них, вы в том числе, стали настоящими эстрадными звездами. Прошло более четверти века, многое изменилось. Вы по-прежнему ощущаете потребность прямого общения со зрителями, или это дань привычке?
- Писатель с листочками у микрофона не должен тягаться с артистом; тут совсем другие правила игры. Что до меня, я выхожу на сцену с удовольствием. Может быть, детонирует мое театральное прошлое, но, кроме того: эстрада - очень честное место! Ты должен взять внимание публики здесь и сейчас; твой успех (или твой провал) очевидны. Это еще немножко и спорт, конечно. Ну и, конечно, человеческое тепло, которое получаешь в обмен на свою работу немедленно - оно очень согревает.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем совместным с Владимиром Мирзоевым проекте "Петрушка".
С "Петрушкой" - вот какая петрушка получилась. Комедия с героем, прототипом которого являлся Путин, была написана в 2007 году, и еще в 2013-м ее можно было играть в первоначальном виде. Но в 2014 году прототип вышел на новую злодейскую орбиту, и сейчас мы несколько адаптируем материал… Фильм будет - непременно!
- Российский Форбс назвал "Петрушку" самым успешным опытом краудфандинга. Что это и почему именно вам с Мирзоевым так повезло?
- Видимо, тут в одну точку сошлись интерес публики к нашим именам и желание увидеть полноценную сатиру на того, кто уже полтора десятилетия в России - объект лишь для панегириков.
- В Википедии ваша последняя книга датирована 2010 годом, у вас есть дальнейшие литературные планы?
- Википедия несколько приотстала от жизни; книги как раз выходят регулярно, и в Израиль я привезу совсем свеженькую: повесть "Соло на флейте", оформленную замечательными рисунками Дениса Лопатина. Это новое имя в мировой карикатуре - именно мировой, поверьте.
- Хотели бы вы вернуться на телевидение, где успешно работали много лет, и при каких обстоятельствах это может произойти? Это только внешние условия или внутренние тоже?
- Нет, обратно на телевидение я не хочу, я им объелся и с удовольствием обитаю теперь за своим письменным столом. Что же до самой возможности моего появления на экране, то при Путине я могу появиться там только с титром "подонок" или "друг украинской хунты". 2014 год, конечно, добавил мне ощущений в этом смысле…
- Вас назвали "рыцарем непечатного образа". Насколько это определение справедливо? Кем вы сами себя считаете?
- Ну, это игра слов, не более… И не моя, разумеется. Мне нравится слово "литератор', оно полностью определяет мою профессию. А дальше начинаются важные подробности: публицист, прозаик, драматург... Мне, разумеется, нравится медленная писательская работа, "вдлинную', так сказать. Но и на злобу дня («утром в газете - вечером в куплете») иногда писали гениально. Тот же Аверченко показал, как это делается.
С 19 по 27 ноября Виктор Шендерович покажет свою новую программу "Анекдот сильней, чем Геродот" (19.11 - Ришон ле-Цион, 20.11 - Петах-Тиква, 21.11 - Беэр-Шева, 22.11 - Ариэль, 23.11 - Бат-Ям, 25.11 - Ашдод, 26.11 - Кармиэль и 27.11 - Нетания).
Дополнительная информация и заказ билетов на сайте кассы «Браво» http://www.bravo.maxi.co.il/announce/20047 и по телефону: 054-6444999
Справка:
Краудфандинг – (народное финансирование, от (англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сбор средств может служить для различных целей.
Википедия
Интервью – компания EGOeast