Цель освобождения Идана Александра - углубить раскол между Трампом и Нетаниягу
В газете Исраэль Ха Йом опубликована статья Дани Закена, в которой он предупреждает о возможных катастрофических последствиях “жеста доброй воли” ХАМАС - освобождения солдата Идана Александра
Сообщение об инициативе ХАМАС последовало за заявлениями о начале переговоров с Ираном, и за американскими утечками о разногласиях между Нетаниягу и Трампом, и серьезным ударом стало соглашение с хуситами, в рамках которого Трамп фактически и открыто провел линию раздела между американскими и израильскими интересами.
Важно то, что Катар выступил связующим звеном между сторонами. Следует отметить, что, насколько известно, прямых переговоров не было, а происходила передача сообщений, без ведома Израиля.
Этот шаг расширяет трещину, образовавшуюся между Вашингтоном и Иерусалимом, и, как будто подливая масла в огонь, американский посланник Уиткофф говорит семьям заложников, что нет смысла возобновлять наземную операцию, и что Нетаниягу хочет затянуть войну, несмотря на отсутствие перспектив. К этому добавляются утечки NBC о серьезных разногласиях между Трампом и Нетаниягу по иранскому вопросу и другим темам.
Удар по Израилю - как внутренний, так и внешний. Трамп в своей привычной напористой манере не щадит даже своего лучшего союзника на Ближнем Востоке, игнорирует последствия и заботится исключительно об американских интересах - в данном случае о похищенном с американским гражданством, который приехал, чтобы служить в Голани. Получается, что американец получает приоритет перед израильтянами - это просто невыносимо и превращает израильское правительство в второстепенного игрока, мешающего на пути. Именно этого и хотел достичь ХАМАС.
Нетаниягу, премьер-министр, хорошо знакомый с хитросплетениями американской политики, но, по-видимому, не достаточно с капризами Трампа, попал здесь в ловушку и не нашел рычагов, чтобы выйти из нее. Он пытается, но перед ним стоит президент, чей интерес - MAGA превыше всего. Дипломатия и побочные последствия интересуют его куда меньше.
Стратегический удар - самый тяжелый. Главное стратегическое преимущество Израиля - это его влияние на американскую администрацию. В предыдущий срок Трампа, когда это влияние было велико, посольство США переехало в Иерусалим, и были подписаны соглашения Авраама. Даже в начале нынешнего срока казалось, что медовый месяц возвращается. Но неспособность закончить войну (в немалой степени из-за предыдущего президента Байдена, но также из-за плохого управления и политических соображений), а также упорство ХАМАСа подорвали, по крайней мере частично, это влияние - до такой степени, что создается впечатление, будто значимость Израиля в глазах Вашингтона соответствует лишь его географическим размерам. Нетаниягу здесь будет обязан мобилизовать весь свой ресурс влияния на Конгресс и других друзей Израиля, чтобы попытаться минимизировать ущерб.
Так ХАМАС сумел воспользоваться дипломатическим путем американскими капризами и израильской слабостью - и сорвал возможную нормализацию с арабским миром.