Из-за падения цен на нефть Россия переходит на западные танкеры
На фоне обвала нефтяных котировок российская нефть снова начала активно использовать западные суда и страховые сервисы, что может радикально изменить географию и динамику мировых поставок. Как сообщает агентство Bloomberg, ключевой сорт Urals торгуется значительно ниже установленного странами G7 потолка в $60 за баррель. Это открыло Москве двери к использованию флота западной юрисдикции.
"Падение цен на нефть позволило российскую нефть перевозить на танкерах, принадлежащих и застрахованных западными компаниями. Это усилило конкуренцию за такие суда в Атлантическом регионе, а ставки фрахта начали расти", — отмечает издание.
Пока Urals оставался выше санкционного порога, Россия была вынуждена использовать так называемый "теневой флот" — старые суда под флагами офшорных юрисдикций с непрозрачной системой страховки. Эти танкеры взяли на себя почти весь объем экспорта после введения санкций. Однако в последние недели ситуация меняется.
По оценкам Bloomberg, в апреле доля судов с западной страховкой и собственниками достигла 43% от общего количества танкеров, которые уже загрузились или должны загрузиться в балтийских и черноморских портах. В первом квартале этот показатель держался на уровне около 30%.
Издание подчеркивает, что падение цен стало результатом резкого ужесточения торговой политики США.
"Цены на нефть резко упали после того, как президент Дональд Трамп ввел масштабные тарифы на торговых партнёров США в начале месяца. Это вызвало цепную реакцию на сырьевых рынках, отразившуюся в том числе и на российском экспорте", — пишет Bloomberg.
Возвращение России к западным судам усилило давление на рынок фрахта. Ставки на перевозку американской нефти в Европу за последний месяц выросли на 50%, достигнув $4,60 за баррель, а стоимость транспортировки колумбийской нефти в Техас поднялась на 85%.
Эффект усиливается за счет двух дополнительных факторов:
Старые суда, выкупленные под нужды "теневого флота", были фактически выведены с легального рынка;
Рост экспорта нефти из Казахстана через Черное море увеличил спрос на танкеры — особенно те, что способны доставить груз в Азию.
В феврале и марте почти треть казахстанской нефти (28%) ушла в Азию, что вывело задействованные суда из активного оборота на длительное время.
"Мир наблюдает не просто за ценами на нефть, а за сдвигами в логистике и санкционных стратегиях", — пишет Bloomberg. "Возвращение России на западный танкерный рынок — это не только экономическая адаптация, но и сигнал того, как быстро меняется география энергетических потоков в новых условиях".