Конец особых отношений между Великобританией и США?

Конец особых отношений между Великобританией и США?

Трудно вспомнить время, когда бы международный интерес, почти граничащий с одержимостью, был так велик к предстоящим американским выборам. Причины понятны. Во-первых, Америка по-прежнему значит больше, чем любая другая страна в мире, поэтому то, что там происходит, влияет на всех так, как ни одно другое государство. А во-вторых, сегодня США более поляризованы, чем когда-либо в недавней истории, и вполне понятно, что их союзники и партнеры беспокоятся, что не совсем единая Америка не станет надежным партнером во все более опасном мире.

Когда дело доходит до Великобритании, какое значение будет иметь результат выборов? Имеет ли вообще значение для Лондона, кто победит? История часто ничему не учит, но если она на что-то и указывает, так это на то, насколько прочными были отношения со времен Второй мировой войны. Макмиллан ладил с Кеннеди. Тэтчер стояла рядом с Рональдом Рейганом в 1980-х годах. Между тем, Тони Блэр просто не мог не восхищаться своим новым либеральным союзником Биллом Клинтоном десятилетие спустя. Но затем либеральный Блэр без проблем стоял рядом с неоконсерватором, таким как Джордж Буш, когда дело касалось Ирака. Мы также знаем, что Трампу нравился Борис Джонсон. Но когда Джонсона наконец сменил Риши Сунак, внешнеполитическая команда Сунака прекрасно ладила с людьми Байдена, настолько, что в июне 2023 года Сунак посетил Байдена в Белом доме, а месяц спустя Байден разговаривал с Сунаком в самых теплых тонах на Даунинг-стрит.

Однако невозможно скрыть тот факт, что мир ушел далеко вперед с той золотой эпохи, когда Тэтчер и Рейган бок о бок вели идеологическую войну против социализма, а Блэр и Клинтон разработали новый "третий путь", который, как они надеялись, изменит мир в эпоху глобализации.

Не стоит преувеличивать. "Британцы" по-прежнему остаются самыми надежными друзьями Америки, и нет никаких сомнений в том, насколько Великобритания зависит от Соединенных Штатов в плане своей безопасности. Но за последние десять лет произошло несколько событий, которые сделали отношения гораздо менее "особенными" — одно из них — Brexit, который означал, что у Вашингтона больше нет надежного проамериканского партнера, работающего в Европейском союзе, а другое — опустошение британских сил обороны, что сделало Великобританию менее значимой как союзника. Как сообщается, неназванный американский генерал сказал министру обороны Бену Уоллесу еще в январе 2023 года, в Пентагоне было много тех, кто больше не считал британскую армию одной из лучших боевых сил мира.

Решение Америки поспешно уйти из Афганистана осенью 2021 года также не слишком убедило Лондон в том, что она по-прежнему имеет большое влияние в Вашингтоне. Как ясно дал понять Уоллес, "сверхдержава", которая не "готова застрять на чем-то, вероятно, уже не сверхдержава". "Это, конечно, не глобальная сила, это просто большая держава", — добавил он для пущей убедительности.

Задолго до выборов 2024 года особые отношения столкнулись с большим количеством проблем. Но если Трамп, а не преемник Байдена будет избран, это может значительно усложнить ситуацию для нового лейбористского правительства в Великобритании.

Расстояние между ними по большинству вопросов выглядит почти непреодолимым. Трамп, как мы знаем, выступал за Brexit: Лейбористская партия в большинстве голосовала за то, чтобы остаться. Когда Трамп был президентом и посетил Великобританию, половина всех депутатов-лейбористов выступали против его выступления в парламенте: Трамп был не в восторге. Лейбористы в целом интернационалисты по своим взглядам, тогда как Трамп верит в то, что Америка должна быть на первом месте, а мир — на втором. Как и демократы, лейбористы выступают за большее правительство: Трамп, очевидно, выступает за меньшее. Более того, хотя лейбористы были последовательны в своем противодействии войне Путина в Украине, Трамп не только колебался, когда дело касалось Украины, но и со своим напарником Дж. Д. Вэнсом ясно дал понять, что он хочет положить конец войне в два раза быстрее на условиях, которые, по определению, будут выгодны России.

Недавние визиты лейбористов через Атлантику также не особо способствовали улучшению отношений с Трампом. Стармер может утверждать, что его правительство "может иметь хорошие отношения" с президентом-республиканцем в Белом доме. Но можно предположить, что Трамп не забудет тот факт, что нынешний министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми однажды назвал его "расистом" и "опасным клоуном". Затем, как будто для того, чтобы еще больше все усложнить, всего за две-три недели до выборов мы увидели явно странное зрелище, когда команда Трампа обвинила лейбористское правительство (по его собственным словам) в "незаконном иностранном вмешательстве" в выборы в США. Однако это может быть не самой большой проблемой лейбористов. 

Более серьезная проблема может заключаться не только в Трампе, но и в том, как в Соединенных Штатах в целом сейчас воспринимают Великобританию. Чувства могут вести страну только до определенного предела, и у США сейчас гораздо больше дел, чем беспокоиться об отношениях с такой страной, как Соединенное Королевство, которая больше не "бьет выше своего веса", как сказал Дуглас Херд в 1993 году. Но, похоже, больше не так.

Действительно, кто бы ни победил в ноябре, у человека, сидящего в Белом доме, будет гораздо больше поводов для беспокойства, чем Великобритания. С подъемом Китая, продолжением Россией войны в Украине и огнем Ближнего Востока так называемые особые отношения теперь выглядят как очень выдохшееся пиво. Как однажды заметил лорд Палмерстон, у государств нет постоянных союзников или вечных врагов, только интересы. И в этот конкретный момент истории, когда и демократы, и республиканцы начинают ставить собственные интересы Америки на первое место, можно предположить, что то, что будет сказано в Лондоне — или, если на то пошло, где-либо еще в Европе — будет иметь некоторый вес, но гораздо меньший, чем в прежние времена.    
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK