Быть лидером!
Может это и не совсем обычно, но я позволю себе отступление в сторону в самом начале статьи.
Во второй половине 80-х, с наступлением перестройки, в бывшем СССР начало возрождаться сионистское движение. Возникали новые организации, старые выходили из подполья.
Группы молодежи из разных городов объединились, и воссоздали движение Бейтар. ( На всякий случай оговорюсь, что речь идет о сионистском молодежном движении, созданном еще Жаботинским, а не о футбольной команде).
Железный занавес поднялся, и из Израиля стали приезжать посланники, помогающие наладить работу.
От них мы услышали о том, что есть в Иерусалиме такой человек Авигдор Либерман, который много делает для возрождения сионистского молодежного движения в Советском Союзе.
Тогда же Авигдор вместе с Биньямином Нетаниягу начали строить свою политическую силу в Ликуде.
Много воды утекло с тех пор. И два политика сейчас каждый идет своей дорогой. Вот только Либерман остался верен своему пути. С Биби же вопрос посложнее.
Нынешняя предвыборная кампания очень четко выявила лидеров, которые на самом деле боятся лидерства. А с другой стороны, высветила и лидера, для которого важна не стратения выживания, а те проблемы, те вызовы, которые диктует нам наша израильская действительность.
Не буду здесь говорить о Беннете, который уже заговорил о правительстве национального единства (в нем легче заниматься популизмом, и легче затеряться), ни о Лапиде, который продолжает жить в стране Питера Пена, выдавая фантазии за реальность. И даже не о Кахлоне, который уже заявил, что ему все равно, кто будет лидером (ну, коли сам не способен).
Все, что я написал об этой троице, взято из их же заявлений, так что претензии пусть предъявляют к сами себе.
Гораздо интереснее сравнить двух титанов израильской политики. Биньямина Нетаниягу vs Авигдора Либермана.
Премьер-министр, политический везунчик, обтекаемый до беспредельности лидер (оксюморон, однако), с одной стороны.
И поднимающий неудобные темы, жесткий реалист Авигдор Либерман.
Обратите внимание на темы, которые поднимает во время предвыборной кампании Либерман.
Смертная казнь для террористов. Полное уничтожение Хамаса. Кто бы что не говорил, но вопросы, которые поднимает Либерман немедленно начинают обсуждаться в СМИ, и в обществе.
Так же было и с планом обмена территориями и населением. Один раз поставленный на повестку дня, этот план до сих пор вызывает споры до хрипоты.
Спорщики деляться на три части.
Во-первых, болные стокгольмским синдромом. С этим все понятно. Они кричат, что арабы не согласятся. И что запад нам не поможет. Они лучше всех знают, что думают арабы.
Во-вторых, те, кто мечтает жить в Ум эл Фахеме. Их девиз прост, и древен: «кто имеет медный щит, тот имеет медный лоб».
И наконец, те, кто прекрасно понимает, насколько реален этот план. Очевидно, к этой категории принадлежит и Биньямин Нетаниягу, который уже вел с американцами разговоры об обмене территориями.
Беда в том, что Нетаниягу, как прилежный, но слабый ученик, слушает учителя, а дальше бежит разбивать лоб. Поэтому он заодно был готов и отдать все, что можно, оставив Израиль в границах 67 года. Напомню интересующимся, что границы 67-года, по мнению наших военных, невозможно защищать.
Либерман ставит проблемы на повестку дня. И не просто ставит, а предлагает пути их решения.
А напомните ка мне хоть одну проблему, которую на повестку дня поставил Биньямин Нетаниягу. Вы скажите — угрозу со стороны Ирана.
Побойтесь Бога, об этой проблеме еще в 2001 году впервые сказал Авигдор Либерман. И предложил решение. Простое. И реальное. Тогда точно реальное.
О чем же сегодня говорит наш премьер-министр. Только об одном: ехать выступать в Конгрессе, или не ехать.
Я уже писал, что Биньямин Нетаниягу, как всякий слабый лидер (это действительно оксюморон), занят только выживанием. Поэтому все, что его волнует, это как составить коалицию. Что наобещать ортодоксам, что б не продали, а вошли в коалицию. Как ослабить (да-да, именно тем, что бы ослабить Биби и занимается) правых, что бы легче было лавировать. Как договориться с левыми, что бы создать трехголового орла — правительство национального единства. Выжить любой ценой — вот вся стратегия Биньямина Нетаниягу.
Поэтому Авигдор Либерман, ставящий неудобные вопросы, и заставляющий их решать, так не ко двору Биби.
Только напомню: Авигдор Либерман был единственным, кто требовал уничтожить Хамас полностью.
Как же Биби удалось бежать от этого. Очень простое — стратегия выживаня. Он решил не ставить вопрос на голосование в правительстве, а принял решение пойти на позорные переговоры. В этом ему помогал его министр обороны. Такой же слабый.
Поэтому, когда Либерман четко объявил, что потребует министерство обороны, мифические активисты Ликуда сразу закричали: не дадим. Не пущать, дескать.
Ну что ж, практика, в Ликуде известная: не пущать. Особенно, в отношении Либермана. Только вот, в отношении Либермана эта практика не действует.
Тоже и со смертной казнью для террористов. Либерман поставил этот вопрос на повестку дня. И будет бороться за это. Будет бороться за то, что бы Израиль наконец то стал бороться с террором по настоящему. Иначе у нас просто нет права на существование. И мы не сможем требовать от других стран участвовать в борьбе с террором, если сами этого не делаем.
И напоследок, несколько слов о человеческих качествах.
В 1999 году Биньямин Нетаниягу позорно проиграл выборы Эхуду Бараку. Тому самому Бараку, который потом доказал всем, что он практически не избираем никуда. Но Биби ему проиграл.
На следующий день Нетаниягу бежал из политики, бросив свою партию на произвол судьбы. Вернулся он уже в правительстве Шарона, где досидел до самой отдачи Гуш Катифа, голосуя за эту самую отдачу (есть запись голосования, поэтому попрошу кликуш не заморачиваться).
Но Биби везунчик. Шарон создал Кадиму, и Биби опять получил власть в Ликуде. И довел Ликуд до беспрецедентного падения — 12 мандатов в 2006 году.
Партия Ликуд такая же, как и ее лидер, поэтому Биби не поперли. И он опять проиграл выборы. В 2009 году. Кому? Ципи Ливни.
Но Биби везунчик. Авигдор Либерман поддержал его, и он стал премьером. Проиграв! И, благодаря Либерману, просидел почти полную каденцию — 4 года. При этом Нетаниягу не забывал мешать всем реформам НДИ. А своих реформ у него нет.
Ну и в 2013 году Либерман опять спасает Биби.
Нужно ли сравнивать его с Либерманом. Как можно сравнивать бесхребетность с сило воли. Авигдор Либерман, против которого было все: власть имущие, юридическая система, силовые структуры, так вот, Авигдор Либерман никогда, запомните это, никогда и не думал уйти, бросить то дело которому он служит.
А служит он Государству Израиль. На каком бы посту не находился.