Как лучше или как всегда?

Как лучше или как всегда?

Нетаниягу оставил в наследство новому правительству немало острых проблем, среди которых вопрос: «Что делать с Газой и ХАМАСом?» занимает особое место. По сути, это мина замедленного действия, которая может взорвать изнутри коалицию, включающую в себя арабскую партию.

Все последние годы нам внушали, что решения здесь нет, что можно лишь постепенно задушить террористическую инфраструктуру экономическими санкциями (в то же время позволяя поставки денег из Катара) и что, если разгромить ХАМАС, на его место придет еще более враждебное Исламское государство. Иными словами, израильтян ставили перед фактом: Газа навсегда останется горячей точкой и рассадником террора. Можно только отвечать на вылазки экстремистов пропорциональными ударами, которые сдерживают противников и заставляют их просить перемирия.

Результат этого «сдерживания» сегодня налицо. Власть ХАМАСа сильна, как никогда, его влияние все более ощутимо на Западном берегу и среди радикально настроенных израильских арабов. Мы живем от войны до войны, а периоды прекращения огня лишь помогают террористам восстановить силы. Ракеты из Газы способны загнать всю страну в бомбоубежища, парализовать работу аэропортов, железной дороги и школ. Тем временем палестинское население убеждается: террор – единственный способ добиваться выполнения своих условий от Израиля. Согласно опросам, 77% жителей автономии считают ХАМАС победителем в последнем конфликте с Израилем, а 53% - самым верным защитником палестинской идеи.

Единственным позитивным последствием усиления ХАМАСа стало падение авторитета Абу Мазена и повод отказаться от переговоров с палестинской стороной. Но за эти плюсы Израилю приходится платить высокую цену.

Нафтали Беннет сделал уже несколько резких заявлений, обещая изменить подход к террору из Газы. В подтверждение слов премьера, ЦАХАЛ нанес удары по Газе после серии пожаров, вызванных «огненными шарами». Однако эта атака вряд ли отличается от прежних «пропорциональных» ответов по пустырям и заброшенным зданиям. Главный экзамен новой власти придется выдержать на переговорах, идущих сейчас в Каире при посредничестве египтян, и в ходе следующей военной операции, которую нам обещают очень скоро.

У Израиля и ХАМАСа есть несколько кардинальных противоречий, из-за которых переговоры о длительном урегулировании могут сорваться. Это вопрос возвращения пленных, отношение к огненному террору и передача катарских денег для Газы через власти ПА, с чем не согласны хамасовцы. Кроме того, в Газе хотят вернуться к довоенной точке отсчета в отношении бойкота, поставок, ограничений рыболовства и проч. Израиль намерен исходить из нынешнего положения.

Однако ХАМАС не раз слышал от Израиля условия, которые можно было безнаказанно игнорировать. У него нет причин считать, что сейчас не будет «как всегда». Тем не менее, у нового правительства есть три варианта действий.

Первый – продолжать старую игру, позволяя радикалам процветать в Газе и отвечая лишь при крайней необходимости и в «пропорциональных» размерах. Второй – сразу дать понять, что политика изменилась.Третий – спустить на тормозах нынешнюю ситуацию, включая переговоры и огненный террор, уточнить расклад сил в Кнессете и правительстве, заручиться поддержкой большинства коалиции и только тогда решать проблему Газы.

Третий путь, хоть и кажется самым рациональным, на деле наиболее сомнительный. Реальность нашего региона показывает: то, что не делается сразу, скорее всего не будет сделано уже никогда.

Второй путь грозит бунтом арабских партий и депутатов от МЕРЕЦ и развалом коалиции. Что касается первого варианта, то он опасен для государства Израиль, но не для правительства. Да, Беннета и его команду снова упрекнут в пустословии и нарушении обещаний, но это не приведет к падению кабинета. Никто – включая ХАМАС – не ждет, что левоцентристская коалиция будет бороться с террористическим образованием эффективнее, чем «самое правое» правительство Биби. Даже если произойдет новое столкновение, властям достаточно действовать по прежнему «пропорциональному» сценарию. Конечно, в перспективе такое поведение скажется на популярности правых партий, входящих в коалицию, и даст возможность Ликуду обвинять их в левизне. Очередная невыигранная война принесет Израилю новые разрушения и, возможно, новые жертвы, и угроза, исходящая из Газы, станет еще серьезнее. Но если правительство Лапида-Беннета ставит своей целью собственное выживание в ближайшем обозримом будущем, оно, несомненно, выберет вариант «как всегда».

Что же означают выпады Беннета в адрес ХАМАСа? Стоит ли за ними что-то, кроме стремления сохранить имидж правого политика в глазах избирателей?

Недавно арабский министр от МЕРЕЦ Иссауи Фридж, комментируя удары по Газе, заявил, что у Израиля «нет иного выбора». Во время последней операции другие левые депутаты также поддерживали право еврейского государства на оборону. Есть ли шанс, что и РААМ присоединится к этой позиции, одобрив атаки Израиля на «палестинских братьев»?

На первый взгляд это кажется невозможным, но все встает на свои места, если допустить, что конечная цель разгрома ХАМАСа – передача Газы под контроль ФАТХа, возобновление переговоров и создание палестинского государства. Такая цель может оправдать жестокие средства даже в глазах левых и арабов.

Другой вопрос, насколько это вообще осуществимо. Чтобы уничтожить ХАМАС, нужна не только политическая, но и военная стратегия. Готов ли ЦАХАЛ к операции, которая покончит с террористами Газы с минимумом жертв и в достаточно короткий срок? Чем это грозит Израилю на международном уровне? Нужен ли правительству крупный вооруженный конфликт в дополнение к остальным проблемам постковидного времени?

Одним словом, даже если допустить, что новая власть действительно хочет разрешить проблему Газы, пока это лишь благие намерения, которые в лучшем случае не ведут никуда.

Автор: Ирина Петрова

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK