БПЛА – слабый элемент обороны Израиля
Эксперты, говорившие с Walla , подчеркнули, что возможности израильской противовоздушной обороны ближнего действия имеют ряд серьезных недостатков в борьбе с угрозой, которая надвигается гораздо быстрее, чем способность Израиля с ней бороться.
"ВВС Израиля не создали достаточных сил для борьбы с угрозами беспилотников в таких крупных масштабах, несмотря на значительные успехи на севере", — процитировал gjhnfk Walla слова высокопоставленного офицера резерва.
"Это фундаментальная проблема. Мы оказались в ситуации, когда четыре истребителя — в лучшем случае — преследуют один беспилотник".
"Мы знали это, так же как и то, что ВВС Израиля недостаточно хорошо развили свои возможности наземной поддержки пограничных войск. С другой стороны, они весьма впечатляюще развили свои возможности ведения дальних боевых действий на семи различных театрах военных действий".
Недавно беспилотник "Хезболлы" нанес удар по столовой учебной базы бригады "Голани", в результате чего погибли четыре солдата и более 60 получили ранения, что потрясло всю страну.
Критику и разочарование усилило то, что ВВС Израиля идентифицировали беспилотник, отследили его, попытались перехватить, посчитали, что он упал в море, а затем с удивлением обнаружили, что он прорвался сквозь слои обороны.
В ходе первоначального расследования, проведенного после катастрофы, было также установлено, что гражданские лица сообщили о том, что видели беспилотник в небе. Эта информация была передана в центр управления ВВС Израиля, но не было принято никакого решения об оповещении общественности и армии или об активации сигнализации.
"Ни одна система обороны не является полностью герметичной, даже при использовании передовых технологий", — говорит доктор Лиран Антеби, старший приглашенный научный сотрудник в лаборатории Юваля Неемана в Тель-Авивском университете и всемирно известный эксперт по дронам и БПЛА. "Нам по-прежнему необходимо совершенствовать механизмы оповещения, чтобы обеспечить возможность защиты. В некоторых случаях перехват невозможен, поскольку дрон или БПЛА летит слишком низко, и попытка перехватить его на этом этапе может увеличить риск и потенциальный ущерб".
Антеби выделил еще одну проблему, связанную с готовностью Израиля к использованию беспилотников: "Это очень сложная миссия, не только в технологическом, но и в культурном плане. Другая сторона узнает о нас и адаптируется гораздо быстрее, чем мы успеваем развиваться и эволюционировать. Пока мы не решим эту проблему, мы будем отставать. Это соревнование между двумя силами, действующими на совершенно разных скоростях".
"Даже если мы достигнем вершины технологических и научных достижений и воплотим их в жизнь, эти процессы требуют времени. Тем временем другая сторона импровизирует и достигает возможностей, которые когда-то были эксклюзивными для официальных стран, интегрируя их способами, которые бросают вызов нашим системам обороны. Весь мир развивается. Например, чтобы идти в ногу со временем, американцы обращаются к большему и финансируют частные компании для ускорения их возможностей".
Война России и Украины привлекла значительное внимание ученых, технологов, иностранных военных и любителей авиации в отношении использования БПЛА и дронов как в обороне, так и в нападении. "В Украине мы видим инновационные решения, которые здесь никто бы не рассматривал", — отмечает доктор Антеби, приводя пример "использования дрона для уничтожения БПЛА".
Она также раскритиковала действия Министерства обороны по борьбе с растущими угрозами со стороны БПЛА, заявив, что, несмотря на растущую срочность, они не предпринимают достаточных действий. "Да, поддержание безопасности важно, но в некоторых областях министерство вернулось к работе, как будто мы находимся в обычной ситуации. Нам нужно инициировать внутренние изменения. Я бы усилил защиту страны и установил протоколы для более немедленных и частых оборонных учений на всех базах, поскольку они являются основным объектом угрозы. Мы своими глазами видели, что происходит в таких ситуациях".
Несколько небольших компаний в Израиле в настоящее время разрабатывают и эксплуатируют передовые системы защиты от дронов и БПЛА, среди которых выделяется R2-Wireless. В Израиле компания сотрудничает с оборонным ведомством по различным проектам, а среди ее клиентов — национальная компания водоснабжения Mekorot.
На международном уровне R2-Wireless работает в Европе, Южной Америке и Азии, ее системы используются для защиты военных баз, городов и критически важной гражданской инфраструктуры. Недавно компания получила крупный контракт с германскими военными.
Генеральный директор компании Он Фениг служил командиром разведывательного взвода в подразделении Морана. После нескольких должностей в сфере финансового управления в таких гигантских корпорациях, как Siemens и Cisco, он управлял Rioglass, компанией, отделившейся от Solel-Siemens.
"Мы разрабатываем технологию для обнаружения угроз на море, в воздухе и на суше", — сказал Фениг Walla, — "сосредоточившись на электромагнитной активности, включая беспилотные летательные аппараты и дроны. Например, мы можем обнаружить передачу беспилотника в режиме реального времени, определить его местоположение и передать эту информацию перехватчику".
Фениг добавляет, что технологии, предоставляемые компанией, позволяют обнаружить ячейку сил "Радван", поднимающуюся на хребет, с террористами, несущими радиостанции или мобильные устройства. Эта возможность может быть применена для защиты критической инфраструктуры или поддержки маневрирующих сил.
"Для этого мы используем передовые методы", — пояснил Фениг. "Например, мы можем задействовать беспилотник для сканирования местности и обнаружения дистанционно управляемых взрывных устройств или засад, нацеленных на Армию обороны Израиля. У нас есть оперативная система, способная защитить город, мы помогли выявить контрабанду наркотиков на египетской границе, и мы реагируем на частные охранные инициативы на севере".
Фениг, как и доктор Антеби, подчеркнул важность быстрого процесса обучения угрозе и способности систем адаптироваться к ней и даже предвидеть ее заранее.
"Например, русские передают ложную информацию со своих самолетов, чтобы предотвратить сбои. Вы можете подумать, что взломали шифрование самолета, но данные о местоположении были сфальсифицированы, что делает невозможным изменение его курса или взятие под контроль. Поля сражений в Украине и в Ливане демонстрируют это. Системы, предназначенные для взлома шифрования, больше не эффективны, но вместо того, чтобы взламывать их, мы сосредотачиваемся на характеристике инструментов и обнаружении аномалий на очень продвинутом уровне".
Он добавляет, что следующая угроза со стороны БПЛА уже нависла над нами: "Речь идет не только о борьбе с известными технологиями, но и с импровизированными или самодельными инструментами, изготовленными на 3D-принтерах. Именно это украинцы делают против россиян. Решение в области противовоздушной обороны должно быть многоуровневым и многоэтапным. Не существует единой системы, которая могла бы сделать все; требуются несколько систем, включая радиотехнические, радиолокационные, оптические и различные сенсорные технологии. Это всеобъемлющий, многоуровневый ответ".
"Напротив, модель, в которой Армия обороны Израиля интегрирует передовые технологии в армию, является сломанной моделью. Она не работает".
Фениг подчеркивает, что "целью должно быть создание полноценной экосистемы. Украинцы разработали мощный потенциал для противостояния российской угрозе, думая так: "Это больше, чем мы. Никакого эго. Мы открыты для любого решения".
"В отличие от этого, Армия обороны Израиля, как правило, работает в противоположном направлении, в основном с крупными компаниями, несмотря на то, что у нее есть лучший в мире испытательный полигон с ее многофронтовыми конфликтами".
"Армия обороны Израиля должна усовершенствовать свои системы и датчики всех типов для защиты неба над страной, и все должно быть взаимосвязано", — продолжил он. "Недавно мы вернулись с учений НАТО, где тренировались справляться с подобными типами угроз. В них участвовали крупные и мелкие компании со всего мира, в том числе из Израиля".
"Вместо того, чтобы позволить компаниям тестировать свои технологии в контролируемых лабораторных условиях, чтобы доказать их эффективность, они разделили нас на пять групп. Для управления системами были привлечены солдаты, и против них были запущены различные угрозы, включая будущие угрозы и спецподразделения. Мы идентифицировали все в воздухе — это было невероятно наблюдать. Мы пришли к выводу, что эти системы должны быть интегрированы. Однако в Израиле так не делают", — пояснил он.
"ВВС Израиля начали организовываться для отражения угрозы со стороны БПЛА около десяти лет назад. С начала войны по Израилю были выпущены тысячи БПЛА, большинство из которых были перехвачены благодаря неустанным усилиям тысяч солдат, работающих круглосуточно для защиты неба страны. ВВС Израиля продолжат обороняться и атаковать, чтобы защитить Израиль, как они делали в прошлом году, отразив более 25 000 запусков в сторону Государства Израиль".