Кот в мешке: "хай-тек" хотел получить пенсионные деньги
Кот в мешке
Как «Наши» хотели наши деньги
На прошлой неделе произошло знаковое событие на финансовых рынках Израиля. Можно назвать его производной социального протеста или прозрением, но суть сводится к тому, что израильтянам надоело, когда на их пенсионные сбережения пытаются наложить руку, предлагая кота в мешке.
Таким котом в мешке стала компания высоких-технологий со скромным названием «Шелану» («Наша» в переводе с иврита), которая пыталась, путем эмиссии ценных бумаг на бирже, получить 200 миллионов наших пенсионных сбережений. «Наша» специализируется на разработке приложений для мобильных устройств, основной и наиболее известной ее разработкой является приложение «BlindSpot», позволяющее посылать анонимные сообщения. Эта разработка уже создала компании резко отрицательный имидж на фоне многочисленных примеров использования анонимности для нападок и оскорблений.
В 2016 году у компании не было доходов, за первые полгода она сожгла 15 миллионов долларов, а аудиторы компании написали в финансовой отчетности замечание, указывающее на то, что есть сомнения относительно способности «Шелану» продержаться на плаву больше года. Но все эти мелочи не помешали компании опубликовать проспект эмиссии, в котором был представлен план, согласно которому компания будет продавать одно или несколько приложений каждые три-четыре года за 40-80 миллионов долларов. При этом сегодня, из 25 приложений, о которых рассказывает компания, реально работают только 10, остальные существуют на уровне рекламных роликов.
Руководство компании, понимая проблематичность ситуации, решило сыграть на слабости израильтян во всем, что касается преклонения перед успешными предпринимателями и красивой и престижной упаковкой. Компания сняла офис площадью 1.000 кв.м. в престижной Герцлии Питуах, а вдоль трассы Аялон появились огромные плакаты, призванные прорекламировать эмиссию среди израильтян. Этот, более чем нестандартный шаг, вызвал шквал критики. Однозначно, руководство компании оторвано от реальности и не осознает, что израильтяне сегодня сыты по горло кампейнами в стиле Инбаль Ор, Орена Коби (специализировавшегося на продаже сельскохозяйственных земельных участков), и тому подобных.
Не добавила популярности «Нашим» и публикация размеров зарплат в компании (у которой, напомню, еще не было доходов). Гендиректор в 2015 году заработал почти 400 тысяч долларов, а накануне эмиссии в компании было принято решение увеличить его зарплату до 1,2 миллиона долларов в год (почти 4,5 миллиона шекелей). Четыре замдиректора должны были начать зарабатывать после успешной эмиссии 424-481 тысячу долларов год.
Наивных людей в наше время на финансовых рынках все меньше, и всем было ясно, что компании срочно нужны наличные, и чем больше – тем лучше. Но за раздачу пенсионных сбережений кому попало финансисты уже не раз получали по шапке, так что в «Шелану» поняли, что у эмиссии никаких шансов. Поэтому ее отменили, а гендиректор сходу уволил почти половину сотрудников, что является “несколько странным” для компании, которая намеревалась заработать 20 миллионов долларов в течение ближайших 12 месяцев.