Хотел победить за два месяца. Почему Трамп прекратил войну против хуситов
Газета New York Times опубликовал новые подробности об американской операции против хуситов и внезапном решении президента Дональда Трампа прекратить ее на прошлой неделе.
Согласно New York Times, ограниченный масштаб успехов США в нанесении ущерба хуситам, нарастающие расходы и разногласия среди высокопоставленных чиновников администрации подтолкнули президента к принятию предложения о прекращении огня с террористической организацией, контролирующей обширные районы Йемена. Предложение было сделано султанатом Оман.
Около недели назад Трамп заявил в Овальном кабинете, что хуситы сдались: "Они сообщили нам, что больше не хотят воевать".
Операция против хуситов, объявленная Трампом, началась 15 марта, и с тех пор, согласно информации газеты, было атаковано более 1000 целей в Йемене. По данным New York Times, Байден избегал объявления подобной операции, опасаясь, что это укрепит позиции хуситов как глобального игрока, и предпочел более точечные удары. Согласно репортажу, командующий Центральным командованием США разработал план на 8-10 месяцев, в рамках которого сначала должны были быть уничтожены системы ПВО хуситов, а затем США начали бы операцию по ликвидации лидеров, подобную той, что Израиль провел в Ливане, по словам трех высокопоставленных американских чиновников.
Трамп, однако, одобрил части плана, но выделил на них только два месяца, требуя результатов в течение 30 дней. На 31-й день ему были представлены результаты, показывающие, что США даже не смогли установить господство в воздухе над Йеменом. К этому добавилась стоимость операции: более миллиарда долларов на боеприпасы и вооружение было растрачено в ходе операции.
Помимо высоких затрат, статья в New York Times утверждает, что во время операции самолеты F-16 и F-35 едва не были сбиты огнем ПВО хуситов, что вызвало опасения потерь среди американцев. К этому добавились два критических инцидента, в которых два самолета F/A-18 Super Hornet стоимостью 67 миллионов долларов каждый упали в Красное море с авианосца Harry Truman. В этих инцидентах были ранены два пилота и один член экипажа палубы.
Параллельно хуситы сбили семь американских беспилотников MQ-9 Reaper стоимостью около 30 миллионов долларов каждый, что нанесло ущерб возможностям наблюдения и ударов американских сил. Все это происходило, пока хуситы продолжали укреплять свои бункеры и переводить арсеналы оружия в подземные хранилища, что привело разведывательное сообщество США к выводу, что группа сможет легко восстановить свои возможности.
В администрации начало формироваться сопротивление операции: среди наиболее заметных противников были вице-президент Джей Ди Вэнс , госсекретарь Марко Рубио, директор национальной разведки Тулси Габбард и глава аппарата Трампа Сьюзи Уайлс.
Новый председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Дэн Кейн также выразил скептицизм относительно затяжной кампании и был особенно обеспокоен истощением запасов высокоточных боеприпасов дальнего действия, что могло бы подорвать способность США противостоять возможному вторжению Китая на Тайвань. Генералы, занятые планированием чрезвычайных ситуаций в Пентагоне предупредили, что широкое использование передовых боеприпасов против хуситов ставит под угрозу готовность США в Тихоокеанском регионе. Министр обороны Пит Хегсет колебался по этому вопросу.
Среди союзников США в Персидском заливе также были разногласия: Саудовская Аравия поддерживала план генерала Куриллы и предоставила список из 12 высокопоставленных хуситов, чья смерть, по их словам, парализовала бы движение. Напротив, ОАЭ выразили сомнения в возможном успехе, основываясь на своем прошлом опыте боевых действий против хуситов. В конце апреля министр обороны Хегсет организовал видеоконференцию с официальными лицами Саудовской Аравии и ОАЭ, а также высокопоставленными представителями Госдепартамента и Белого дома, чтобы попытаться разработать план, который можно было бы представить президенту для продолжения операции. Консенсус среди участников обсуждения достигнут не был.
Согласно репортажу, высокопоставленные члены команды президента по безопасности рассматривали два варианта действий: усиление интенсивности на еще один месяц, а затем проведение "эксперимента", который проверил бы свободу судоходства в Красном море путем прохода двух авианосцев в этом районе. Если хуситы не откроют огонь, как было сформулировано в эксперименте, администрация объявит о победе. Другой вариант заключался в продлении операции, чтобы дать возможность силам международно признанного йеменского правительства на юге страны подготовиться к наземной кампании для повторного захвата Саны и ключевых портов.
Роль Стива Виткоффа была решающей. Находясь в Омане для переговоров по ядерной программе с Ираном, согласно репортажу, основанному на беседах с американскими и арабскими источниками, Виткофф сообщил, что официальные лица Омана предложили соглашение, в рамках которого хуситы согласятся прекратить атаки на американские корабли в обмен на прекращение ударов по ним. Атаки хуситов на Израиль и корабли, направляющиеся к нему, в соглашение не вошли.
5 мая силы Центрального командования США получили внезапный приказ приостановить удары. 6 мая было объявлено, что хуситы сдались и согласились на соглашение о прекращении огня. "Они дали свое слово... мы уважаем это", - объявил Трамп миру. Интересы Израиля при этом были проигнорированы.