Если будет бойня в Сирии, солдат-друзов никто не остановит

Если будет бойня в Сирии, солдат-друзов никто не остановит

Обозреватель портала walla Амир Бухбут побывал на северной границе Израиля. Он рассказывает об инциденте, который произошел на прошлой неделе в одной из частей, прикрывающих сирийскую границу на Голанских высотах.

Командир роты проводил брифинг, посвященный "уточнению инструкций" в случае чрезвычайной ситуации в районе горы Хермон. Офицер объяснил, что военное командование запрещает пропуск сирийских беженцев на израильскую территорию. Солдаты обязаны предотвратить попытки прорыва границы беженцами, и, в случае необходимости, применить силу. Только в случае если жизни беженцев угрожает прямая и непосредственная опасность, они могут действовать самостоятельно - до прибытия командиров и подкреплений.

Неожиданно один из солдат, водитель-друз вскочил и сказал: "Моя мать родилась в Хадар (друзская деревня напротив Маждаль аш-Шамс). Вы увидите, что если, не дай бог, кто-то осмелится тронуть Хадар, мы все перейдем на ту сторону - чтобы помочь людям в Хадар".

Инцидент привлек внимание главного командования, и офицеры высказывают опасения того, что солдаты -друзы могут повести себя неадекватно, в случае появления масс друзских беженцев у границы. Один из офицеров высшего командования заявил: "Между словами и делами, несомненно, есть разница, но солдаты не должны так говорить. Это демонстрирует ту трудную ситуацию, в которой оказался ЦАХАЛ".

В Хадар живет около 12 тысяч человек. Большинство из них - лояльны Асаду. Некоторые из них даже служили в шабихе и использовались для атак и карательных операций против мятежников. Часть служит в сирийской армии - на базе 90-й дивизии. Асад, распознав потенциал "шабихи", брутально атаковавшей соседние деревни, заподозренные в симпатиях к мятежу, организовал из нее "комитеты народной самообороны". Именно они держат позиции вокруг Хадар. Израильские солдаты говорят, что блок-посты вокруг деревни охраняются 24 часа в сутки.

Хадар - единственный анклав, удерживаемый режимом на границе с Израилем. С Дамаском его соединяет единственная, и крайне опасная проселочная дорога. Такая ситуация ведет к тому, что он превратился в крайне ценный актив, с точки зрения радикальных групп - и Ирана, и "Хизбаллы". Израильский офицер, служащий на границе, говорит: "У меня нет никаких особенных сантиментов относительно Хадар. Все последние атаки, которые произошли на границе, совершены жителями Хадар. Шесть недель назад мы убили четырех друзов, которые подкладывали придорожную бомбу на границе. С другой стороны, мы понимаем. что это - деликатный вопрос, и у них есть здесь родственники".

Ситуация с друзами осложняется тем, что сирийские друзы не испытавают и не выражают никаких симпатий к Израилю, и не просят его о помощи и защите. Наиболее радикально настроенный против Асада шейх Сувейды, Вахид Баулус заявил: "Израиль - враг арабов. Тот, кто враг арабам - наш враг". Подробнее о настроениях друзов Сирии можно прочитать в материале "Между Асадом и джихадом. Дилемма друзов и христиан".

Бригадный генерал Офек Бухрис, командир дивизии Башан очень хорошо знает о контактах между друзскими шейхами с сирийской и израильской стороны границы. Два месяца назад он говорил с важными шейхами Маждаль аш-Шамс. Разговор был очень откровенным и стороны установили взаимопонимание. Предупреждение генерала было очень простым: те, кто пытается совершить террористическую атаку с сирийской стороны границы, будут уничтожены. В то же время, Израиль совершенно не заинтересован в любом виде вмешательства по другую сторону границы. Бухрис верит в том, что совершенная после этого попытка теракта была сделана вопреки всем увещеваниям шейхов. После этого последовал период затишья.

На горе Хермон позиции мятежников находятся в каких-нибудь 200 метрах от границы. Солдаты Голани говорят, что речь идет об "умеренных". Пять-шесть человек охраняют заброшенное здание и пулеметные позиции напротив Хадар. Офицер говорит: "Если ты видишь человека, который вышел из Хадар с чемоданчиком в руке, и идет к границе, ты знаешь, что идет террорист закапывать бомбу у границы. Мне нужен взвод, готовый мгновенно уничтожить террористическую группу. У командира роты в Газе, в Нахаль Оз - другая работа. Там стреляют по любому, кто на 300 метров приблизился к границе. Но этот сектор требует деликатности и постоянного напряженного внимания. Потому что то, что происходит в друзской деревне, немедленно отражается здесь. Отражается на всех нас".

Наблюдатели ООН бежали из "зоны безопасности" вдоль границы, и теперь заняли старые бункеры на горе Хермон. ЦАХАЛ приветствовал этот шаг и даже помогает UNDOF с логистикой, к большому неудовольствию сирийцев. Для ЦАХАЛа присутствие наблюдателей ООН - выражение некоей гарантии стабильности.

В нескольких сотнях метров под позицией ЦАХАЛа на горе Хермон - "тропа контрабандистов" из Ливана в Сирию. За ней кроме израильтян следят и солдаты UNDOF. Тропу контролируют мятежники. Офицер ЦАХАЛа говорит: "У нас есть приказ быстрой концентрации сил при различных сценариях. даже если сотня боевиков ISIS поднимется на Хермон - это еще не сирийские коммандос, и мы знаем, что с ними делать. Все, что могут предложить сухопутные силы и ВВС. У нас большие возможности переключения с наблюдения на ведение огня". На вопрос о том, что будет, если на границы вместо джихадистов появятся сотни мятежников, офицер ответил: "У нас наготове резервы и приказы. Мы готовы действовать в соответствии с совершенно четкими указаниями".

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK