"Хизбалла" увязла в Сирии, как Израиль в Южном Ливане
“Хизбалла” обнаружила, что в Сирии она де-факто оказалась в той ситуации, в которую загнала Израиль в Южном Ливане в 1982-2000 годах, пишет обозреватель кувейтской газеты Al-Rai Элиас Магниер. Тогда силы израильской армии были мишенями практически ежедневных атак и рейдов, что в конце концов и вынудило израильтян эвакуировать Южный Ливан.
Магниер, со ссылкой на “лиц, располагающих связями в соответствующих кругах” сообщает о том, что “Хизбалла” вынуждена развернуть свои силы вдоль всей сирийской границы – от Талаклах на севере до Ферм Шебаа на юге, с тем, чтобы предотвратить инфильтрацию сил Джабхат ан-Нусра и ISIS.
Источник говорит: “Самое опасное – то, что происходит в самом Ливане. В стране – землетрясение, она рушится под ношей груза “сосуществования” из-за активности ISIS и подобных ей групп. Яд проник глубоко в ткани общества, и сектантский баланс более не может сохраняться”.
Военные эксперты, между тем, говорят, что возможно, “Хизбалла” допустила стратегический просчет. Создана цепь укрепленных позиций, позволяющая взаимную защиту друг друга, но опыт последнего месяца в Каламун показывает, что это было ошибкой.
Военный эксперт сказал Магниеру: “Между 1982 и 2000 Израиль создал около 50 укрепленных постоянных позиций с целью защиты своих сил. Тем не менее, “Хизбалла” была в состоянии совершать неожиданные налеты, используя отвлекающие маневры, что вело к большим потерям израильтян. Израиль не смог найти решения этой проблемы и был вынужден покинуть Южный Ливан”.
Эксперт продолжает: “Хизбалла” развернула свои силы от Джаруд Арсаль и Джаруд Каламун до Забадани, и решила построить серию фиксированных позиций с целью защиты Ливана от террористов. Эти позиции превратились в цели постоянных атак со стороны Джабхат ан-Нусра и Исламского Государства. Положение “Хизбаллы” особенно осложняется тем, что конца сирийской войны не видно”.
В Каламун сложилась патовая ситуация, в которой мятежники поставили на обескровливание “Хизбаллы”. Причиной является невозможность защитить все фиксированные позиции. На это накладываются другие факторы – например внезапная атака Джабхат ан-Нусра по одному из укреплений “Хизбаллы” в Ассаль аль-Варуд. Атакующим помогла группа, которую “Хизбалла” считала союзной.
Речь идет о любопытном и характерном эпизоде. Бригады Таввабин, известные также под именем Кадиш, состоят из “реабилитированных” сирийских дезертиров, воевавших против Асада и вновь перешедших на сторону режима. Бригадами командуют офицеры Президентской Гвардии. Солдаты Кадиш участвуют в операциях сирийской арабской армии на всех фронтах сирийской войны. Несмотря на это, именно на них “Хизбалла” возлагает ответственность на захват поста в Ассаль аль-Варуд. Кадиш провели на позицию боевиков Джабхат ан-Нусра. В результате три члена “Хизбаллы” были обезглавлены, а четвертый, раненный в руку и ногу, взят в заложники.
Источник комментирует этот инцидент так: “Хизбалла” – в затяжной, долговременной битве. В таких делах случаются предательства. Это – часть такой войны”. Следует помнить о том, что возможности ливанской армии и сил безопасности ограничены, что у джихадистов – базы поддержки в Аккар и Триполи, что в рядах ISIS воюют более 1500 ливанцев – не только в северной Сирии, но и в Каламун и Забадани.
Источник Al-Rai al-Youm сообщил, что в настоящее время расследуются несколько дел против ливанских военнослужащих, способствовавших переброске боевиков и оружия вглубь Ливана. Хуже того – на политическом уровне не принято решение о войне против террора. Во время стычек в Арсале несколько высших офицеров вмешались ради спасения раненных и пленных – но по собственной инициативе. Источник Al-Rai говорит: “Армия на местах должна действовать так, как требует солдатский долг – убивать террористов, а не ублажать политиков”.