Бедных нет, деньги не нужны
Правительство одобрило проект нового двухлетнего бюджета в рекордно сжатые сроки. Многие министры только накануне узнали, какие сокращения ждут их ведомства. Юридический советник Кнессета Эяль Янон накануне просил отложить утверждение проекта, но министры решили, что тянуть нечего. Во-первых, на носу Ханука, пора уходить на каникулы. А во-вторых, даже потеряв часть финансирования министерств, члены правительства, похоже, удовлетворили свои политические амбиции.
Если не вдаваться в цифры, то сокращение прошло практически по всем фронтам. Уменьшен бюджет на строительство, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, абсорбцию, даже на оборону – и это не все. Проще говорить, в каких областях – и почему - финансирование увеличится.
Итак, полученные от сокращения средства будут использованы на покрытие расходов по переносу форпоста Амона, для субсидирования религиозного образования и для поддержки Управления телерадиовещания. Других острых проблем в Израиле, очевидно, нет.
С Амоной, в общем, понятно. У поселенцев есть надежда, что это последняя жертва БАГАЦа перед вступлением в силу закона о легализации поселений. Очевидно, что жертва нуждается в компенсации, да и само перемещение форпоста стоит недешево. Неясно, однако, почему эти деньги нельзя было взять из резерва для чрезвычайных ситуаций, который в Израиле составляет около 10 миллиардов шекелей. Почему понадобилось расплачиваться с жителями форпоста за счет других категорий населения? Чем виноваты в судьбе Амоны пенсионеры, родители-одиночки, пациенты больниц, люди, ждущие новых дешевых квартир? По-видимому, выделение средств на Амону из государственного бюджета следует считать очередной политической победой Нафтали Беннета и партии "Еврейский дом".
Другая его победа – увеличение финансирования на религиозное образование, при общем сокращении бюджета министерства просвещения. Беннет запускает сразу несколько образовательных программ, призванных расширить знания учащихся об иудаизме и еврейских традициях. Предполагается, что с остальными предметами у нас все хорошо, и наши школьники с каждым годом не съезжают все ниже в международных рейтингах по знанию математики, естественных наук и пониманию прочитанного. Безусловно, еврейским детям важно приобщаться к ценностям своего народа. Но кто бы подсказал министру просвещения, что школа может научить многому, но не сделает из светского человека религиозного, как бы этого кому-то не хотелось. Скорее, наоборот.
С Управлением государственного телерадиовещания все еще более запутанно. Вроде бы оно должно было закрыться с началом работы новой Корпорации общественного телерадиовещания. Потом выяснилось, что закрыть гостелерадио не так просто, и некоторое время две структуры будут работать параллельно. По оценкам министерства финансов, двойное финансирование обойдется казне в 35 миллионов шекелей. Судя по всему, переменами в системе СМИ недоволен сам премьер.
В проекте бюджета есть и другие интересные моменты. Например, впервые за 15 лет будет увеличен бюджет на муниципальные выборы 2018 года, хотя в целом финансирование местных советов и муниципалитетов урезано. Прибавка солидная – 150 миллионов шекелей, или 33% от бюджета прошлых выборов. Из них 55 миллионов пойдут на предвыборную кампанию мэров. Цель заявлена благая – уменьшить зависимость кандидатов от спонсорских денег. Но, как показывает опыт, государственных денег на избирательные кампании никогда никому не хватает. Народные избранники так или иначе получают поддержку со стороны и лоббируют интересы своих спонсоров. А главное – бюджетные средства и здесь, на муниципальном уровне, уходят на политику, а не на детские сады, школы, квартиры и социальные проекты.
Случайно или нет, но именно в последнее время в израильских СМИ обсуждается тема завышенного числа бедных по отчетам Битуах Леуми и организации "Латет". Согласно данным Битуах Леуми, за чертой бедности живут 1,7 миллионов миллионов; "Латет" дает цифру – 2,43 миллиона. Некоторые журналисты уверены, что благотворительной организации выгодно раздувать проблему бедности, да и Битуах Леуми использует некорректный подход. На самом деле абсолютное большинство израильтян покупают новые машины, ездят отдыхать за границу и ни в чем себе не отказывают. "Страшные" показатели бедности вызывают скорее недоверие, чем сочувствие.
Что ж, если считать бедняками тех, кто роется в мусорных баках и ночует на улице, то таких в Израиле действительно немного. Но то, что средний израильтянин выживает только за счет ссуд и кредитов, все глубже залезая в кабалу к банкам, – это новость только для некоторых журналистов. А еще для политиков, которым удобнее считать, что бедных у нас нет, поэтому бюджет можно кромсать как угодно.