Бесплатный сыр в предвыборной мышеловке
На Бульваре Ротшильд в Тель-Авиве опять возникает палаточный городок. Его организаторы протестуют против дороговизны квартир и нехватки социального жилья в Израиле.
Уличный протест – эффективный способ заставить власти обратить внимание на нужды граждан, если прочие способы уже не действуют. Но сейчас как раз другой случай. Выборы – один из редких моментов, когда люди могут повлиять на свое будущее, отдав голоса за тех политиков, которым они доверяют, и лишив голосов тех, кто не оправдал доверия. Более того, выходить на улицу в предвыборный период не имеет большого смысла, поскольку неизвестно, кому будет принадлежать власть. Зато политики всех мастей могут обещать протестующим златые горы, не неся за это никакой ответственности, поскольку в будущем правительстве у них может не быть полномочий для выполнения своих обещаний. Таким образом, совершенно очевидно, что акция протеста перед выборами – это часть предвыборной кампании, организованная для того, чтобы определенные политические силы могли озвучить свои популистские предложения. Вторая цель протеста - указать на виновных в бедствиях народа, то есть на уходящее правительство.
Ничего нового в этом нет – социальные выступления 2011 года тоже проходили под предводительством левых политиков. Тогда Ципи Ливни, будучи лидером оппозиции, обвинила кабинет Нетаниягу в жилищном кризисе и призвала заменить его более социально-ориентированным правительством. То есть, по сути, протест 2011 года был неудавшейся попыткой сменить власть.
Разумеется, большинство протестующих выходило на акцию не ради того, чтобы привести к власти левых. Они искренне верили, что смогут изменить ситуацию. Но единственным практическим результатом протеста стал созыв комиссии Трахтенберга, которая изучила возможность снижения косвенных налогов. Что касается цен на молочные продукты, которые вызвали возмущение населения, то они немного снизились, но потом снова начали расти. С мая 2013 года продуктовая корзина в целом подорожала на 6%.
Разумеется, квартирный вопрос в Израиле стоит очень остро. Цены на недвижимость здесь сравнимы с самыми дорогими странами Европы при довольно среднем качестве строительства и минимальном количестве социального жилья. Отчет госконтролера по жилищной политике с 2008 по 2013 год указывает на ряд серьезных ошибок, совершенных правительствами Ольмерта и Нетаниягу. Госконтролер Йосеф Шапира признает, что при Нетаниягу цены на квартиры росли не так быстро, как при Ольмерте, но все же тенденция продолжалась. В предвыборный период этого достаточно, чтобы обвинить правительство и лично Нетаниягу в ситуации на жилищном рынке.
По большей части эти обвинения справедливы. В Израиле в принципе не существует долгосрочной стратегии в сфере жилищного строительства. Жилищный кризис ударяет прежде всего по среднему классу, который несет основное бремя налогов – таким образом, его обеднение сказывается на экономике страны в целом.
Однако представители среднего класса не выходят на многодневные акции протеста – они работают. Протест 2015, как и протест 2011, - этот протест бедных, тех, кто требует не дешевых, а бесплатных квартир. Для них в предвыборной мышеловке приготовлен бесплатный сыр в виде жилищной программы «Сионистского лагеря», где обещано построить 300 квартир за ближайшие 5-6 лет.
Стремление решить жилищную проблему, конечно, похвально, но непонятно, почему она противопоставляется внешней политике. В выступлениях левых ситуация выглядит так: пока Герцог и Ливни переживают за бедных и нуждающихся, Биби пиарится перед американскими конгрессменами и портит отношения с Белым домом. В изложении лидеров «Сионистского лагеря», иранская угроза чуть ли не придумана премьером, чтобы отвлечь внимание общественности от социальных проблем.
Однако в Израиле ни социальные, ни экономические проблемы нельзя отделить от политики. Допустим, левое правительство придет к власти и даже начнет строить жилье. Но одновременно оно будет осуществлять свою политическую программу - заключать с палестинцами мир в обмен на территории. При этом еврейским жителям ликвидированных поселений придется выплачивать крупные компенсации, немалая сумма потребуется на обустройство границы, а в перспективе – на оборонительные системы вроде «Железного купола». Эти расходы создадут такую прореху в бюджете, что будет уже не до строительства. Все это мы уже проходили после одностороннего ухода из Газы, осуществленного Шароном при активной поддержке левых. Если же у Ирана появится атомная бомба, то все средства придется бросить на строительство бомбоубежищ, а не квартир.
Разумеется, жилищную проблему надо решать безотлагательно. Но вряд ли ее решат те, кто выводит людей на улицу под популистскими лозунгами.