Биби готов "расколоть Америку"

Биби готов "расколоть Америку"

Скандал вокруг предстоящего выступления Нетаниягу в Конгрессе США не стихает. Главный упрек в адрес Нетаниягу – что его поездка в США ни что иное, как предвыборная акция и попытка сыграть на страхе избирателей перед иранской ядерной угрозой.

Но в марте ожидаются не только парламентские выборы в Израиле, но и переговоры Ирана и «шестерки», на которых планируется заключить рамочное соглашение. Недруги Биби полагают, что его демарш предпринимается «в пику» Бараку Обаме, который стремится к урегулированию с Тегераном. Конгрессмены под влиянием выступления Нетаниягу могут не одобрить заключенное соглашение. Израильского премьера уже обвиняют в том, что он собирается «расколоть Америку». Еще один традиционный упрек: Биби преувеличивает опасность иранского атома, используя ее в своих карьерных целях. Недавно СМИ опубликовали секретный доклад Мосада, в котором говорится, что Иран далек от создания ядерного оружия. Подлинность этих материалов нельзя ни опровергнуть, ни доказать, но сам факт, что они появились перед поездкой Нетаниягу в Вашингтон, очень показателен.

Насколько близок к Тегеран к своей атомной бомбе – этого рядовой читатель никогда не узнает, да и неизвестно, знают ли об этом лучшие разведки мира. Поэтому спекулировать на этой теме можно бесконечно. Тем не менее, даже представители «шестерки» признают, что будущее соглашение (при условии выполнения Ираном его условий) гарантирует лишь отсрочку появления у Исламской республики ядерного оружия. Такая осторожность неудивительна – ведь в свое время Запад проморгал бомбу Северной Кореи.

Иранские лидеры всегда заявляли, что их ядерная программа носит исключительно мирный характер и направлена на производство энергии. Но не странно ли, что нефтяная держава, у которой хватает других энергоносителей, с невероятным упорством развивает альтернативную отрасль вопреки международным санкциям, доводя до кризиса свою экономику? Не слишком ли большие жертвы для мирного производства? И почему инспекторы МАГАТЭ не могут попасть на «мирные» заводы и реакторы?

Обама не скрывает, что хочет сделать Иран своим союзником в условиях нового, ненадежного Ближнего Востока. Ради этого он готов закрыть глаза на иранскую бомбу. Многие политики вообще не верят в реальность ядерной угрозы, поскольку это оружие никто не использовал в военных действиях – не случайно оно называется стратегическим. Но в том-то и дело, что ядерная держава начинает проводить совершенно иную стратегию по отношению к своим соседям и врагам. Можно представить себе, как изменится поведение «Хизбаллы», когда за ее спиной будет стоять ядерный Иран.

Но сможет ли Нетаниягу что-то изменить, обратившись к американским конгрессменам? Да, к нему там прислушиваются едва ли не больше, чем к своему президенту, что вызывает понятную ярость Обамы. Конгресс занимает гораздо более произраильскую позицию, чем Белый дом, и обсуждает введение дополнительных санкций против Ирана, в то время как Обама планирует отменить уже существующие. Президент уже предупредил, что наложит вето на такое решение, но если за него проголосует две трети конгрессменов, то оно будет принято даже против воли Обамы. Как всегда, среди сенаторов есть несколько колеблющихся, и американская администрация принимает все меры, чтобы не дать Биби перетянуть их на свою сторону. Так, президент запретил информировать израильское правительство о ходе переговоров «шестерки» и Ирана.


В сущности, вся критика Нетаниягу сводится к тому, что не нужно ссориться с Белым домом и игнорировать интересы нашего главного союзника. Однако при этом подразумевают интересы Обамы и его администрации, а вовсе не народа США, который является нашим истинным союзником. Именно Конгресс, а не Белый дом, как показывают опросы, выражает мнение американского народа: 69% американцев выступают против сделки с Ираном, если она позволит аятоллам сохранить ядерный потенциал. Эту позицию Обама не может игнорировать, иначе неизвестно, куда зашли бы отношения наших двух стран.
Из этой критики вытекает единственный альтернативный путь, который могут предложить оппоненты Нетаниягу для решения иранской проблемы: положиться на помощь и защиту США. Обычно добавляют, что без этой помощи Израилю все равно не победить Иран. Можно надеяться, что в случае прямого вооруженного столкновения Штаты действительно защитят Израиль. Но с вылазками «Хизбаллы» и других спонсируемых Ираном террористических организаций Израилю придется воевать в одиночку. А их агрессивность напрямую связана с оружейными поставками Тегерана, которые, в свою очередь, зависят от экономического положения ИРИ. Уже появились сообщения о том, что Тегеран передает «Хизбалле» ракеты класса "Фатех", способные поразить любую цель на территории Израиля.


Единственным радикальным решением проблемы иранской угрозы для других стран станет смена режима в Тегеране. К этому могли бы привести санкции или даже полный бойкот радикального Ирана. Сохранение и усиление санкций – единственная надежда на мирное будущее, в том числе и для иранского народа.

Если бы Европа и США двигались в этом направлении, мы могли бы обвинить Нетаниягу и в предвыборном пиаре, и в дешевом популизме. Но в нынешней ситуации израильский лидер обязан использовать любую возможность, чтобы повлиять на условия иранской сделки – даже если для этого потребуется «расколоть Америку». И речь в Конгрессе – слишком действенное средство, чтобы от него отказываться. Хотя критики обвиняют премьера в том, что он хочет довести ситуацию до военного противостояния, выступление в Конгрессе как раз и призвано решить проблему дипломатическим путем. Санкции заставили Тегеран пойти навстречу международному сообществу. Их отмена приведет к возобновлению ядерной программы, откуда рукой подать до точки невозврата, после которой остается только военное решение.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK