И снова - кто виноват?
У тех, кто строил государство Израиль, разумеется, было свое представление о том, каким оно должно стать.
Парадоксальным образом осуществиться этому представлению мешало именно то, ради чего задумывался национальный еврейский дом, – разные волны алии.
Из Йемена приезжали набожные хасиды. Из стран Магриба – шумные многодетные сефарды, тоже склонные к соблюдению традиций.
Из стран бывшего СССР с начала 90-х, напротив, прибыли сотни тысяч светских евреев, которые наряжали елочку на Новый год и имели весьма смутное представление о еврейском образе жизни.
Каждая волна приносила в страну что-то свое, и не всегда это нравилось остальным. А поскольку жизнь в еврейском государстве никогда не была легкой, в ее проблемах принято было винить тех, кто "понаехал" последним. Но в минуту опасности разногласия забывались - все становились израильтянами и готовы были разделить судьбу своей страны. Кроме того, главным незыблемым принципом еврейского государства оставался Закон о Возвращении.
Время от времени его пытались пересмотреть, но все сводилось к вопросу, кого следует считать евреем, а на него нет однозначного ответа. Поэтому закон опирается на положения, которые можно свести к простой формулировке: право на репатриацию имеет тот, кто может пострадать за свою принадлежность к еврейскому народу. Кое-кто, как сегодня бывший депутат Кнессета Йосеф Парицкий, недоволен, что этот закон как будто продиктован Гитлером, но с тем же основанием можно утверждать, что государство Израиль возникло благодаря Гитлеру.
В обычное время дискуссии о том, кто виноват в проблемах страны, носят вялотекущий характер. Но они вспыхивают ярким пламенем, когда что-то очевидно идет не так, как хотелось определенной социальной прослойке – например, не та партия победила на выборах. В этом, разумеется, виноваты те, кто неправильно понимает идею государства Израиль, не имеет право решать его судьбу и вообще не должен здесь жить.
В начале 90-х русскую общину, в числе прочего, обвиняли в том, что они проголосовали за Рабина, купившись на лозунг "Авода – это работа", и привели к власти правительство, которое заключило соглашения Осло.
"Русские" также были виноваты в том, что из-за них подорожали квартиры и выросла конкуренция. При этом квартировладельцы наживались на сдаче жилья репатриантам, а израильские семьи могли за гроши нанимать сиделок и бэбиситтеров с высшим медицинским и педагогическим образованием. Но спустя недолгое время оказалось, что "русские" становятся прекрасными учителями, врачами, программистами, они платят налоги и служат в армии, а воров и проституток среди них не больше, чем в других общинах.
Образ "вонючего русского" с купленным дипломом, поддельными документами о еврействе дедушки и спрятанным под рубашку крестиком постепенно утратил популярность. Отдельные оскорбительные выпады время от времени случались, но в целом презрительно относиться к русскоязычным израильтянам стало немодно, как ранее вышло из моды снисходительное презрение к репатриантам из Марокко и Туниса.
Предвыборная кампания 2015 года, названная самой грязной в истории Израиля, всколыхнула всю застоявшуюся муть. Оказалось, что виноваты по-прежнему все те же – "марокканцы" и "русские". Виноваты в том, что выбрали не тех, кого хотелось бы видеть во главе страны ашкеназской элите.
Скандал начался с оскорбительных высказываний профессора Амира Хецрони в адрес марокканских евреев в прямом эфире Второго канала. После этого Хецрони разразился гневной статьей по поводу непомерных расходов на репатриантов – "людей, чья заслуга лишь в том, что они родились евреями или прошли гиюр".
Правительство ждет еще миллион репатриантов, предупреждает профессор, а это значит, что еще больше подорожают квартиры, вырастет нагрузка на инфраструктуру и транспорт, здравоохранение и соцобеспечение не справятся с наплывом приехавших. Израиль превратится в страну третьего мира. При этом олим – по большей части пожилые люди – вовсе не собираются трудиться на благо государства. Они сядут на шею работающему населению, будут получать пенсии и пособия и занимать наши места в больницах.
По мнению Хецрони, миллионы шекелей, ежегодно выделяемые на абсорбцию репатриантов, нужно использовать на благо тех, кто здесь живет. Закон о Возвращении следует изменить в "умную" сторону, принимая лишь того, кто способен принести обществу экономическую пользу, как это делают другие страны, ограничивающие иммиграцию.
Напомним, что прежде Закон о Возвращении критиковали главным образом с национально-религиозной точки зрения, на основании того, что многие приехавшие далеки от еврейской традиции и культуры и не ощущают себя частью еврейского народа.
"Рациональный" подход Хецрони, возможно, найдет в Израиле сторонников среди людей, уставших от постоянной инфляции, роста цен, очередей в больницах и прочих насущных проблем. Но виноваты в этих проблемах вовсе не репатрианты.
На самом деле массовая иммиграция стимулирует развитие экономики и создает новые рабочие места. Что касается пособий, то прожить только на них, не работая, в Израиле невозможно, поэтому не стоит представлять всех репатриантов тунеядцами и «тремпистами». Львиная доля денег, выделяемых на абсорбцию, тратится на изучение иврита и различные курсы – то есть именно на то, чтобы дать возможность вновь приехавшим выйти на рынок труда.
Главное же – в нашей стране хватает нахлебников, помимо репатриантов. Прежде всего, это огромная армия чиновников, которых невозможно уволить из-за сопротивления профсоюзов. Но почему-то никто из борцов с разбазариванием государственных денег не предлагает изменить закон так, чтобы сократить их численность.
Критики Закона о Возвращении не задумываются, что точно по такой же схеме в других странах во всех бедах обвиняли и продолжают обвинять евреев. Именно чтобы спасти их, и было создано государство Израиль.