…Как он был от нас далек
В РФ любят с гордостью вспоминать, что Израиль – единственная страна дальнего зарубежья, которая празднует День Победы 9 мая – с Россией, а не с остальными участниками Второй мировой войны. Говорят и о том, что еврейское государство, на сегодняшний день, одно из немногих, не подвергает сомнению ведущую роль Красной армии в деле освобождения мира от фашизма.
Но, на самом деле, статус Дня Победы в Израиле не определен. Вроде бы это уже официальный и даже религиозный праздник, но по-прежнему 9 мая остается датой, имеющей значение по большей части для русскоязычной общины.
Первый парад Победы в Иерусалиме в 1996 году вызвал недоумение и даже насмешки. Глядя на ряды медалей и орденов на мундирах ветеранов иные израильтяне иронично спрашивали, где покупают эти украшения. К чести израильских СМИ, они сумели разъяснить обществу, что стоит за этими "украшениями". Марши ветеранов проводятся из года в год, к ним присоединяются военнослужащие ЦАХАЛа и местные политики (а в предвыборную пору – даже партийные лидеры). Люди собираются посмотреть на парад, дарят ветеранам цветы и кричат с тротуаров "спасибо!". Сегодня, судя по опросам, почти половина населения страны хотели бы видеть День Победы государственным праздником.
В 1999 году день 9 мая получил официальный статус, но официальную церемонию решили проводить в Музее Катастрофы "Яд ва-шем". Это можно понять - еврейскому народу трудно отделить Вторую мировую войну от Катастрофы.
В Израиле вообще не любят отмечать "чужие" праздники, и не только по религиозным причинам - здесь усматривается желание окончательно выйти из галута. Из всех "иноземных" дат у нас прижился только Валентинов день - не в последнюю очередь потому, что у празднующей его молодежи он не ассоциируется ни с какой "доисторической" родиной. А вот 9 мая до сих пор остается праздником другой страны и другого народа.
Да, мы помним, что без победы над фашизмом и подвига советской армии не было бы государства Израиль. И все же маловероятно, что 9 мая станет днем всенародного ликования. Помимо всего прочего, в Израиле не принято ликовать по поводу победы, даже в своих войнах. Память о войне – это прежде всего память о погибших. И сегодня те, кто лоббирует появление этой даты в израильском календаре, хотят назвать ее Днем спасения европейского еврейства. Если эти планы осуществятся, то отмечаться он будет по еврейскому календарю – 26 ияра, на который в 1945 году выпало 9 мая.
Есть здесь и еще один сложный момент. В Советском Союзе, а позже – в России, 9 мая подчеркнуто позиционировался как праздник НАШЕЙ победы. Даже лидеры стран социалистического лагеря отмечали его в Москве. Празднование Дня Победы над фашизмом 9 мая (не 8-го, как в Европе и не 2 сентября, как в США) означало солидарность с СССР (Россией). Неудивительно, что этот праздник отмечался в первые годы существования еврейского государства, когда отношения с Советским союзом были дружескими, да и сама страна имела ярко выраженный социалистический уклон. Под Иерусалимом даже был заложен лес имени Красной Армии.
Но потом ситуация изменилась.
Москва заняла проарабскую позицию, в советских газетах Израиль стал именоваться агрессором, советские евреи не могли выехать на историческую родину. Те из них, кому удалось прорваться сквозь препоны "отказа", подчеркнуто не хотели иметь ничего общего со страной исхода – ее идеологией, ее праздниками и ее победами. Идеи социализма также утратили популярность. В израильских школах Вторую мировую войну изучали прежде всего как Катастрофу европейского еврейства.
Перестройка принесла новые перемены. В Израиль приехали тысячи бывших фронтовиков, для которых День Победы в любой стране и при любой власти был их праздником. Только ради них стоило добиваться увековечивания этой даты и разрешения на проведение парадов, которые в Иерусалиме и других городах теперь стали традицией.
Но и здесь вмешалась политика. В России сам праздник становился все более политизированным, особенно в последние годы.
В 2012 году в Нетании был с большой помпой открыт Монумент победы Красной армии над нацистской Германией. Идея принадлежала Нетаниягу, а деньги на памятник собрал Российский еврейский конгресс. На открытие приезжал Владимир Путин, и вскоре в СМИ появились сообщения, что Россия решила не продавать Сирии зенитно-ракетные комплексы С-300.
Связаны ли эти два события? Связана ли поставка тех же С-300 Ирану с отказом израильских первых лиц приехать в Москву на празднование 70-летия Победы в нынешнем году? Об этом можно только догадываться. Но политическая конъюнктура несомненно сказывается на статусе Дня Победы в Израиле. Отношение к нему отражает всю сложную палитру взаимоотношений Израиля с Россией.
Тем временем, в самой России День Победы и вся история Великой Отечественной войны все больше канонизируется и становится все более важным фактором национальной самоидентификации. Отказ ряда мировых руководителей приехать в Москву на парад Победы, в реальности вызванный российско-украинским конфликтом, воспринимается как национальное оскорбление и умаление роли советской армии в победе над нацизмом. И наоборот – каждый, кто проявляет пиетет к Празднику с большой буквы, объявляется другом и союзником Кремля.
Эта чрезмерная политизированность и заставляет еврейское государство проявлять особую осторожность в отношении Дня Победы. Сегодня Россия снова непопулярна в западном мире, которому Израиль не хочет давать лишний повод для недовольства. Политика всегда оказывается сильнее морали.
Все перечисленные факторы объясняют, но не оправдывают израильского пренебрежения ко Дню Победы. Скорее всего, 9 мая в ближайшие годы будет отмечаться с прежним уважением к ветеранам, но по-прежнему останется "русским" праздником. А потом уйдут последние люди, которые прошли войну, и отдавать моральный долг будет уже некому.