Либерман готовится к прыжку
Когда партия НДИ после трудных переговоров оказалась вне коалиции, многие говорили о поражении Либермана. Казалось, что и в оппозиции список с шестью мандатами остается не у дел. НДИ не получил своего представительства в тех важных комиссиях, в которых хотел бы участвовать, – в комиссии по внутренним делам, по законодательству, по труду и соцобеспечению. Партия рассчитывала, но безуспешно на место вице-спикера. Авигдор Либерман тогда заявил, что Ликуд и Авода объединились, чтобы уничтожить «Наш дом Израиль», и это звучало не очень серьезно.
Но прошло два месяца, а новости по-прежнему полны сообщениями о деятельности депутатов НДИ – не меньше, чем когда они входили в коалицию и занимали министерские посты. Критика Либермана в адрес нынешнего курса сосредоточена на центральных политических вопросах. Так, по его мнению, позиция Израиля не учитывается на переговорах по ядерной программе Ирана, поскольку власть проявляет малодушие, позволяя террористам обстреливать нашу территорию из Газы и Синая. Он требует вновь разорвать отношения с Советом по правам человека ООН (сотрудничество с СПЧ прекратилось при Либермане и было вновь восстановлено, когда Биби забрал себе МИД). Также он резко критикует ПНА за представленный в СПЧ проект резолюции и предлагает обратиться к Белому дому с просьбой принять меры против палестинской администрации, вплоть до приостановления помощи автономии.
В целом, Либерман ведет себя не просто как политик, действующий в полную силу и лишь случайно оказавшийся в оппозиции, но как главный конкурент Нетаниягу, готовый вскоре возглавить правительство. Пожалуй, сегодня НДИ даже выгодно оказаться вне коалиции, которая не пользуется популярностью в обществе и, по мнению многих аналитиков, долго не продержится. Причем правый кабинет Нетаниягу расшатывается не только нападкам «слева», со стороны МЕРЕЦ, Сионистского лагеря и Объединенного арабского списка, составляющих большинство оппозиции, но и «справа» - стараниями НДИ.
Но Либерман и другие депутаты НДИ не ограничиваются критикой, а развивают бурную законодательную деятельность. Первый же законопроект, поданный в Кнессет Либерманом, предусматривает лишение финансирования тех партий, чьи депутаты любым способом поддерживают бойкот Израиля и израильских товаров, а также еврейских поселений. Это предложение стало реакцией на инициативу Объединенного арабского списка и МЕРЕЦ ввести маркировку продукции, произведенной «за зеленой чертой». А в ближайшее время межминистерская комиссия по законодательству будет рассматривать законопроект депутата от партии "Наш дом Израиль" Шарона Галя о смертной казни для террористов-убийц.
Еще один плюс пребывания в оппозиции состоит в том, что у партии развязаны руки – она может осуществлять свою программу, не оглядываясь на коалиционную дисциплину.
Еще в мае Либерман предупредил министра финансов Моше Кахлона, что НДИ поддержит проект бюджета, только если в нем будет предусмотрено решение наиболее важных для русскоязычной общины вопросов, касающихся пенсий, пособий на съем жилья и ограничения прав компаний по найму. Тогда же была создана рабочая комиссия по обсуждению пенсий для репатриантов, приехавших в возрасте 40 лет и старше. В нее вошли представители НДИ и сотрудники министерства финансов.
Реформа касается не менее 240 тысяч репатриантов, которые репатриировались в том возрасте, когда они уже не могли наработать большой трудовой стаж в Израиле. Чтобы эти люди получали достойную пенсию, понадобится примерно 1,5-2 миллиарда шекелей в год. Однако, напоминают представители НДИ, ультраортодоксальные партии в ходе коалиционной торговли получили в три раза больше. Говорят, что осуществление реформы займет несколько месяцев, но можно назвать даже точную дату. К 19 ноября, на которое назначено обсуждение проекта бюджета, вопрос с пенсиями должен быть решен. В противном случае НДИ не только проголосует против бюджета, но и постарается внести раскол в ряды коалиции.
Впрочем, и пенсионная реформа – еще не гарантия того, что партия Либермана поддержит проект бюджета. Лидер НДИ уже предупредил, что провести бюджет, имея перевес в два мандата, для коалиции будет нереально. Однако глава НДИ отчасти блефует, представляя себя хозяином положения, в чьей власти отправить правительство в отставку. Его руки тоже связаны, в чем мы могли убедиться на печальном примере реформы гиюра, отмененной после выборов.
Разгром реформы гиюра стал серьезным ударом по НДИ. Очевидно, что этого бы не произошло, если бы партия входила в коалицию. Не исключено, что такие истории могут повторяться с другими законопроектами. Пока же среди решений, которые принимаются правительством, есть те, что были подготовлены еще Либерманом и его соратниками – например, облегчение визового режима с Беларусью и отмена виз для китайских дипломатов. Их НДИ может записывать себе в плюс, но этот задел вскоре исчерпает себя.
Как бы то ни было, Либерман работает сегодня с прицелом на будущее. Возможно, он даже не заинтересован в том, чтобы его инициативы сразу принимали вид готовых законов. В его ситуации гораздо важнее демонстрировать постоянную деятельность, а завершать ее он будет, когда войдет в правительство. В том, что это случится очень скоро, глава НДИ не устает заверять аудиторию в своих многочисленных интервью. Общество все больше верит, что на смену правой ортодоксальной коалиции придет социально ориентированный блок, состоящий из НДИ, Кулану, «Еш Атид», возможно, «Еврейского дома». А возглавит его Авигдор Либерман, который неустанно зарабатывает очки, демонстрируя, что и в оппозиции можно многое сделать на благо страны. Остается надеяться, что этот напор сохранится. Ведь порой активные оппозиционные деятели, придя к власти, превращаются в таких же соглашателей и политиканов, которых они критиковали, находясь вне коалиции.