На двух стульях
12 сентября Высший суд справедливости (БАГАЦ) отменил поправку к закону о всеобщем воинском призыве. Глава партии «Еш Атид» Яир Лапид объявил это решение крупной победой, а религиозные авторитеты – покушением на основы мироздания. Что касается простых смертных, то большинство из них уже запуталось в перипетиях законов и поправок, хотя тема призыва не сходит со страниц газет уже не первый год.
До 2013 года в Израиле действовал так называемый «закон Таля», освобождающий от службы в армии всех учащихся ультрарелигиозных учебных заведений. Он был частью того порядка вещей, который называют статусом кво между общиной харедим и государством Израиль.
В 2012 году БАГАЦ отменил закон Таля, и уже на следующий год йешиботники должны были начать служить в ЦАХАЛе. Но этого не произошло - правительство опасалось нарушить статус кво. Новый закон о равном распределении обязанностей в обществе был принят только в 2014 году. Он гласил, что мужчины-ультраортодоксы будут призываться в армию с 21 года. Освобождение получат 1800 особо одаренных студентов. Тот, кто уклоняется от призыва более года, подлежит уголовному наказанию.
Уже тогда скептики отмечали, что закон вступает в действие в 2017 году, то есть в следующей каденции, а к тому времени много чего может измениться. Так и случилось. Выборы состоялись в 2015 году, но еще до них Нетаниягу подписал коалиционное соглашение с партиями харедим, пообещав им компенсировать ущерб, нанесенный прежним законотворчеством. Правда, полностью отказаться от закона о призыве не удалось, но в него внесли ряд существенных поправок - в частности, отменили для ультраортодоксов уголовную ответственность за уклонение от армейской службы. Биби тогда заявил, что ему «больно видеть в тюрьме молодых людей, изучающих Тору», а бывший министр обороны Моше Яалон объяснил: призыв йешиботников в армию должен происходить без принуждения, «путем сотрудничества» с общиной харедим. Сотрудничество привело к тому, что количество молодых ортодоксов в армии, выросшее было на 60%, снова резко сократилось.
И вот теперь БАГАЦ признал эти поправки нелегитимными. Таким образом, возвращается и уголовное наказание, и квота на призыв, и все положения изначального закона, который иногда называют законом Лапида.
Лидер «Еш Атид» многое сделал не только для разработки и принятия закона о призыве, но и для его выполнения. К примеру, в 2014 году, когда БАГАЦ принял решение лишать государственных субсидий те йешивы, чьи студенты уклоняются от призыва в ЦАХАЛ, а министерство просвещения никак не могло определиться со списком уклонистов, министр финансов Лапид разом заморозил выплаты всем религиозным учебным заведениям. В ответ ультраортодоксы вышли на улицы и пообещал Израилю «второй Тахрир».
Вообще, у Лапида и харедим давние счеты. Еще в прошлой каденции ШАС и «Яадут а-Тора» наотрез отказались присоединяться к коалиции, в которой заседает «Еш Атид». Многие эксперты полагают, что именно поэтому Нетаниягу принял решение провести досрочные выборы в 2015 году. Напомним, что предыдущее правительство впервые за долгие годы не включало в себя ультраортодоксальные фракции. Таким образом, отмена БАГАЦем щадящих поправок – двойная победа Лапида: не только над харедим, но и над Биби. Уступки ультраордоксальному сектору – одно из самых уязвимых мест премьера, и его оппонент умело и настойчиво бьет в эту болевую точку.
Пока Нетаниягу находился в латиноамериканском турне, харедим сами приняли бой. Глава МВД Арье Дери (ШАС) обвинил БАГАЦ в незнании таких непреложных истин, как то, что только изучение Торы (а вовсе не сила и мощь ЦАХАЛа) во все времена спасало народ Израиля. Депутат Моше Гафни («Яадут а-Тора») и вовсе провозгласил, что от изучения Торы зависит все существование мира. Его коллега Исраэль Айхлер обвинил судей БАГАЦа в «глобальной войне» против иудаизма. Иерусалимская община литваков призвала покончить с компромиссами и открыто действовать против израильских властей.
При этом вряд ли можно сказать, что депутаты-харедим напуганы. Наверняка они уверены, что вопрос так или иначе решится в их пользу. Или Кнессет найдет способ обойти постановление БАГАЦа, или… опытные люди говорят, что в воздухе запахло выборами. Вот уже и министр обороны Либерман выразил свое мнение: все израильтяне, достигшие 18 лет, должны пройти армейскую или альтернативную службу.
Но даже если досрочных выборов удастся избежать, проблема все равно останется.
Государство стоит перед одной из самых сложных дилемм за время своего существование. Статус кво начинает угрожать его основам. Дело даже не в том, что харедимная община постоянно растет (к ней сегодня принадлежит около трети учеников младших классов), ее доля в обществе увеличивается, и бремя гражданских обязанностей, от уплаты налогов до воинской службы, становится все тяжелее для остальных израильтян. Куда страшнее, что в стране все больше людей, которые считают себя вправе не исполнять законы, требовать особого отношения и при этом не уважать государство.
Изучение Торы, как известно, не противоречит исполнению гражданского долга и армейской службы – в Израиле тысячи религиозных людей прекрасно совмещают и то, и другое. Но харедим присваивают себе монополию на иудаизм; в их среде уклонение от армии, как и отказ работать, считается особой заслугой и доблестью. Государство поддерживает их поведение, за которое других наказывают и порицают, а на тех, кто пытается посягнуть на пресловутый статус кво, обрушиваются проклятья и угрозы.
Но невозможно усидеть одним статусом кво на двух стульях. Либо давайте объявим Израиль религиозным государством, официально присвоим харедим особые привилегии и будем тратить деньги на йешивы вместо армии. Либо пусть все граждане будут равны перед законом – и те, кто молится за еврейский народ, и те, кто защищает его с оружием в руках.