Нас ждет пестрая коалиция
Списки в Центральную избирательную комиссию поданы, карты розданы, ставки сделаны. 26 списков (на 8 меньше, чем перед прошлыми выборами) будут баллотироваться в Кнессет. Некоторые изменения были внесены буквально в последнюю минуту – так партия Эли Ишая объединилась с «Оцма Йегудит» Баруха Марзеля, Нетаниягу отдал 11 место в своем списке Бени Бегину, а футболист и тренер Эли Охана отказался избираться в составе «Еврейского дома». Часть политиков перешла из одной партии в другую, кое-где появились новые лица. В общем, все, как обычно перед выборами. Никаких сюрпризов, никакого прорыва.
После праймериз в Аводе обозреватели заговорили о резком полевении партии Труда. Но ее слияние с «А-Тнуа» Ципи Ливни разбавило острую левизну, вернув список в состояние размытого левого центризма и позволив ему называться Сионистским лагерем. В нынешнем составе список может равно кооперироваться и с еще более левой МЕРЕЦ, и с Либерманом, на базе его предложений о территориальном обмене с палестинцами. Декларируемая невозможность союза с Ликудом имеет скорее личные, чем идеологические причины. Не исключено, что лидеры Сионистского лагеря забудут об этом обещании, если им предложат участие в коалиции.
Заходящая звезда прошлых выборов Яир Лапид так и не присоединился к левому блоку, объявив «Еш Атид» единственной партией центра. Более точной формулировки у него нет, поскольку вообще неизвестно, где находится центр израильской политики. Лапид вряд ли может рассчитывать, что Биби снова возьмет его в коалицию, и все же оставляет себе путь для отступления вправо.
Список Ликуда и по составу, и по идеологии претерпел мало изменений, несмотря на мелочные скандалы вокруг праймериз. Главная и самая неприятная новость этих выборов для партии Нетаниягу – что на этот раз у нее нет союзников. «Наш дом Израиль» не только вышел из общего блока, но и стал одним из главных соперников Ликуда. Другая правая партия – «Еврейский дом» Нафтали Беннета – взвешивала возможность объединения с Ликудом, но в итоге решила идти на выборы самостоятельно. «Еврейский дом» был бы рад вообще занять место Ликуда, да рейтинги пока не позволяют. Поэтому Беннет, разумеется, готов войти в коалицию с Нетаниягу, но заранее обещает своим избирателям следить, чтобы он не отклонялся от правого курса. На самом деле все ошибки Биби пойдут только на пользу Беннету, который видит себя будущим национальным лидером.
Потрепанный полицейскими расследованиями, потерявший часть электората, но не сломленный НДИ не скрывает, что готов идти в правительство и с Нетаниягу, и с Герцогом-Ливни. Либерман – строптивый и своенравный партнер, но в нынешней ситуации у Биби нет особого выбора.
В последние дни Ликуд предпринял попытку объединиться с движением Моше Кахлона «Кулану», но в конечном итоге сближение не состоялось. Относительная популярность партии Кахлона (прогнозы сулят ему около 7 мандатов) отчасти держится на его имидже реформатора после успешной либерализации рынка мобильных услуг. Но главная причина успеха в том, что «Кулану» - единственный новый список на выборах и в его составе почти сплошь новые лица, которых еще не было в Кнессете. Правда, избиратели уже могли неоднократно убедиться, что новые люди и новые партии вовсе не означают новой политики. Как и Лапид, Кахлон оставляет для себя возможность вступить в левую коалицию.
Нет противоречий у Ликуда со списком ШАС, который возглавляет Арье Дери. Верное Нетаниягу издание «Исраэль ха_Йом» даже похвалило Дери за избранную им социальную направленность предвыборной агитации. Но эта направленность, как и условная аполитичность, позволяет ШАС присоединиться и к левой коалиции, как уже случалось в истории. Участие сефардской партии в правительстве обусловлено выделением бюджета на ее электорат, а не идеологией.
В отличие от Дери, лидер отколовшейся от ШАС партии «Ха-ам итану» Эли Ишай избрал национально-религиозное направление и создал общий список с праворадикальной «Оцмат Исраэль» Баруха Марзеля. Но и объединенному списку вряд ли удастся преодолеть электоральный барьер. Если же это случится, то список Ишая станет наиболее верным союзником Нетаниягу – в другую коалицию его не возьмут, а амбиций у бывшего председателя ШАС заметно поубавилось. Вполне лоялен Биби и ульраортодоксальный список «Еврейство Торы», для которого распад правого блока только выгоден – в отсутствие в коалиции Либермана и Лапида харедим легко наложат вето на призыв ешиботников в армию.
По последним данным, Ликуд даже в одиночестве опережает объединившихся Аводу – а-Тнуа, но опережает минимально. Для того чтобы при таком раскладе собрать коалицию, нужна немалая изворотливость и умение торговаться. Нетаниягу обладает этими качествами в избытке. И все же нетрудно заметить, что его расчет на убедительную победу провалился. Мало того – правый лагерь начал дробиться, а левый, наоборот, сделал несколько серьезных шагов к объединению. Потому победу Сионистского лагеря нельзя исключать. В этом случае наиболее вероятный вариант – левоцентристское правительство с участием Кахлона, Лапида и, скорее всего, Либермана, без МЕРЕЦ и объединившихся арабских партий.
Но прежде чем то или иное правительство начнет работать, мы станем свидетелями отвратительной и грязной торговли за портфели, после которой трудно будет поверить в искренность наших избранников при принятии политических решений.
Несмотря на то что соцопросы в последнее время отмечают рост популярность крупных партий, им придется делить голоса с более мелкими списками. Это означает, что любому победителю придется завоевывать сторонников, раздавая посты и обещания, а правительство будет состоять из представителей различных фракций, каждая из которых постарается перетянуть одеяло на себя. Как показывает опыт, чем пестрее коалиция, тем труднее она принимает решения и тем вероятнее досрочные выборы.