Никто не тронет "священную корову"
Новый министр финансов Моше Кахлон недавно встретился с руководителем Гистадрута Ави Ниссенкорном. Темой для обсуждения стала постепенная ликвидация посреднических бюро по трудоустройству (так называемый "кабланут" – ред.) в общественном секторе экономики.
Эта встреча была одной из первых после назначения Кахлона на пост министра. Таким образом, можно сделать вывод, что упразднение посреднических контор станет первой из обещанных экономических реформ.
В 2012 году уже был отменен "кабланут" при найме сотрудников для уборки зданий и охраны. Зарплата работников выросла на 30%, у них появились такие льготы, как отчисления в пенсионные фонды и фонды повышения квалификации, питание в течение рабочего дня, подарки к праздникам. Предстоящее нововведение коснется главным образом социальных работников, педагогов и психологов, работающих в общественном секторе.
Уже сейчас называют определенные трудности в осуществлении реформы. Прежде всего, неясно, каких затрат она потребует, поскольку в Минфине нет точных данных о работающих через посреднические бюро. Кроме того, часть организаций, нанимающих сотрудников через "кабланут" относится к ведению местных советов. Таким образом, именно на местные власти ляжет обязанность по увеличению зарплаты и обеспечение социальных условий работникам. Есть мнение, что наем сотрудников на постоянной основе повредит качеству общественных услуг. Например, культурные центры (матнасы) предпочтут вовсе не нанимать новых преподавателей, которых нельзя уволить.
Но главная проблема в том, что и эта, и предыдущие реформы лишь латают дыры, созданные системой так называемого "квиюта" - статуса постоянного работника. Именно этой системе Израиль обязан появлением многочисленных посреднических контор и бюро по трудоустройству (коах адам).
Суть системы состоит в том, что у каждой государственной и общественной организации есть штатное расписание с фиксированным количеством ставок. Эти ставки заняты постоянными работниками, имеющими очень выгодные условия труда и которых практически невозможно уволить. А теперь представим, что организация хочет расширить спектр своих услуг или перейти на новые технологии, но среди ее сотрудников нужных специалистов нет. Так, в начале 90-х понадобились сотрудники со знанием русского языка; в те же годы не так много людей умело обращаться с компьютером. На помощь пришли посреднические конторы и бюро по трудоустройству. Они оформляли на работу специалистов и "сдавали их в аренду" организациям. При этом возникала абсурдная ситуация: человек выполнял ту же работу, что и "штатные" сотрудники (а иногда даже больше), но числился работником частной компании, а потому получал зарплату в полтора-два раза ниже, имел минимальные социальные льготы и его легко можно было уволить. Чаще всего на такие места попадали репатрианты – для многих это была единственная возможность трудоустроиться по специальности. Но годы шли, а люди оставались работниками второго сорта, к радости их фактических работодателей – ведь те могли набрать целый штат специалистов за деньги, которые пришлось бы платить одному постоянному сотруднику. Не случайно 45% сотрудников, оформленных через посреднические конторы, работало на государственные структуры.
Так продолжалось до 2007 года, когда наконец начал действовать закон о бюро по трудоустройству (коах адам), вступление в силу которого в полном объеме откладывалось в течение 12 лет! Теперь работодатель обязан был нанимать работника на постоянной основе после 9 месяцев работы через "коах адам". 12 лет правительство сопротивлялось расширению прав работников, не желая нести дополнительные расходы, и теперь государственные структуры тоже постарались сэкономить. Часть сотрудников "коах адам" была просто уволена, оставшиеся получили неполные ставки (правда, они все равно были выше их прежних смехотворных зарплат), по-прежнему выполняя работу в полном объеме или даже больше – за уволенных коллег. Что касается посреднических контор, то на них действие закона не распространялось, поскольку они формально не являются фирмами по трудоустройству. До них дошел черед только сейчас.
Нет сомнений, что работодатели и в этот раз попытаются уменьшить свои расходы, дробя ставки и сокращая количество работников. Посредники сменят вывеску, найдут лазейку в законе и будут заниматься не "кабланутом", а, скажем, аутсорсингом. Кроме того, реформа коснется лишь общественного сектора, в то время как самые низкие зарплаты и самые невыгодные условия существуют в частном секторе, где тоже трудятся рабы "кабланута". И уж точно никто не посягнет на "священную корову" Гитстадрута – "квиют", который, собственно, и порождает злоупотребления и дискриминацию на рынке труда.