Опасность резких движений

Опасность резких движений

После нескольких лет охлаждения Израиль и Турция опять сближаются. Президент Эрдоган, забыв свою обличительную риторику, заявляет, что Анкара и Иерусалим нужны друг другу и укрепление их отношений поможет стабилизации всего региона. Нетаниягу, со своей стороны, отправляет в Анкару своего представителя для обсуждения строительства газопровода из Израиля в Турцию.
Неожиданно разразившаяся холодная война с Россией заставляет Турцию искать новых союзников, в первую очередь в экономической сфере. Израильский газ может избавить от зависимости от российского топлива не только Турцию, но и Европу. В политическом плане это приведет к ослаблению влияния Москвы. Ну, а израильские туристы способны компенсировать потери турецких курортов от сокращения туристического потока из России.
Казалось бы, Эрдоган первый заинтересован в сближении с Израилем, а потому должен быть более уступчивым. Но пока условия восстановления отношений остаются неизменными: снятие блокады с Газы, повторные извинения за "флотилию мира" и выплата компенсаций за ее погибших участников.

Маловероятно, что Эрдоган поступится принципами – он знает, что Израиль рад любому другу, особенно в столь сложное время. Судя по поведению нашего правительства, этот расчет оправдывается. Иерусалим готов закрыть глаза на дальнейшую исламизацию Турции и имперские амбиции ее лидера.

Безусловно, сотрудничество между двумя странами выгодно и Израилю – одни только газовые поставки принесут казне огромную прибыль. Кроме того, Анкара способна стать стратегическим союзником Иерусалима в противодействии иранской экспансии. Роль Турции в мировом сообществе довольно значительна – она входит в НАТО и по-прежнему остается партнером США, а также суннитских монархий во главе с Саудовской Аравией. С Анкарой все больше приходится считаться и Европе, поскольку через Турцию в ЕС идет основной поток беженцев.

И все же - стоит ли Израилю идти на опасные уступки? Послабления на границе с Газой почти наверняка приведут к новому противостоянию с ХАМАСом, и Эрдоган будет первым, кто осудит Израиль за военную операцию, как уже было в 2009 году во время "Литого свинца". Многие эксперты считают, что поворот Анкары в сторону Иерусалима – вынужденный и временный. Если ситуация с Москвой стабилизируется, Эрдоган потеряет интерес к Израилю и идущий через ее территорию газопровод станет поводом для шантажа и провокаций с турецкой стороны. Не следует также забывать, что Турция по-прежнему открыто поддерживает ХАМАС и прочих исламистов.

Еще один опасный фактор сближения с Турцией – возможность вызвать недовольство с Россией. При этом нет сомнений, что ни Анкара, ни Москва не являются нашими друзьями и преследуют лишь собственные интересы. Но дело не только в противоположности этих интересов, а в непредсказуемости поведения и Путина, и Эрдогана.
Каждый из них склонен к эмоциональным реакциям и спонтанным решениям, и предугадать их действия невозможно – ни дипломатия, ни логика здесь не работают.

Многие политики считают, что Израилю не стоит мириться с врагом своего нынешнего друга – России. Однако эта дружба и так может рухнуть в любой момент из-за малейшего пустяка. В Кремле уже выразили недовольство арестом в Бен-Гурионе российского гражданина по запросу правоохранительных органов США. Этот или подобный инцидент грозит в одну минуту перечеркнуть экономические соглашения, политические контакты и военное сотрудничество между Москвой и Иерусалимом. И сдержанность в отношении Турции нам ничем не поможет.

В более спокойное время грамотная дипломатия позволила бы Израилю усидеть на двух стульях и соблюсти свою выгоду. Но в нынешней ситуации с Россией и Турцией мы находимся не между двух стульев, а меж двух огней. Конфликт между Ираном и Саудовской Аравией грозит перейти в вооруженную стадию и охватить весь Ближний Восток. В декабре минувшего года была создана Исламская военная коалиция, которая объединила и противников Израиля – Катар и Ливан, и его потенциальных союзников - Саудовскую Аравию, Иорданию, Турцию. Характерно, что среди участников коалиции названа Палестина. С противоположной стороны уже фактически существует другая коалиция – Иран, Сирия, Россия, возможно – Ирак и Оман. Хотя все эти силы называют своим главным врагом ДАИШ, гораздо более острую неприязнь они испытывают друг к другу. События, развернувшиеся на фоне казни шиитского богослова в Эр-Рияде показали, что для войны достаточно одной искры. Главная и чрезвычайно трудная задача Израиля в этом раскладе – остаться в стороне от схватки. А для этого предпочтительно не делать резких движений – в частности, не сближаться чрезмерно с Турцией и не отдаляться чрезмерно от России, при этом ни на кого из них особо не рассчитывая.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK