Под перекрестным огнем
Трагедия в Маджальд-Шамс – событие страшное, душераздирающее, но, увы, не неожиданное. Когда десятки и сотни ракет ежедневно летят на северные территории страны, их попадание в живущих там людей – лишь вопрос времени и неудачного стечения обстоятельств. Увы, как и 7 октября, власти оказались не готовы ни к подобному вызову, ни к ответу на него.
Долгое время правительство игнорировало ситуацию на севере, чтобы не открывать второй фронт во время кровопролитной операции в Газе. Но теперь не реагировать на ситуацию означает вызвать гнев и разочарование не только друзской общины, но и всей страны. Когда политики военачальники обещают, что Хизбалла дорого заплатит за содеянное, они говорят то, что именно сейчас хотят услышать люди. Другое дело, что заплатить придется и Израилю…
Спустя почти год после начала операции в Газе, наша способность вести одновременно две и больше войны ограничена, хотя нельзя утверждать, что мы не справимся. Но жертв, несомненно, будет больше, усталость и отчаяние народа – глубже, ущерб
экономике – серьезнее, а давление извне – сильнее и настойчивее. Это давление, впрочем, ощущается уже сейчас. Война с "Хезболлой" грозит перерасти в глобальный конфликт, в который ввяжутся йеменские хуситы, иракские боевики и наконец Иран.
Именно этого больше всего боятся США и остальной Запад – все, кто дружным хором призывает Иерусалим к "сдержанной" реакции.
Оптимальным выходом для армии было бы заключение сделки с ХАМАСом и закрытие или хотя бы сокращение южного фронта. Но на это рассчитывать не приходится; переговоры уже несколько месяцев вязнут и срываются, а сегодня ХАМАСу и вовсе невыгодно отступать. Шанс на вступление в игру "Хезболлы", которого Синуар и его банда ждали с самого начала операции "Железные мечи", наконец стал более чем реальным.
Способен ли Израиль пройти между Сциллой и Харибдой актуальных угроз – достойно ответить "Хезболле", не обострить отношения с друзской общиной и не спровоцировать расширение конфликта на весь регион?
Общественное мнение в Израиле заранее отметает такое решение, как очередные "массированные" атаки на объекты террористов и ликвидацию полевых командиров. Названия этих населенных пунктов и малоизвестные имена уничтоженных шахидов мы слышим почти ежедневно, но это не влияет на боеспособность "партии Аллаха" и не ослабляет ее удары по северу Израиля. Более убедительное и эффективное средство – убить самого шейха Насраллу. В свое время военные намекали, что у нас есть такая возможность. Но даже если это так, этой операции вовсе не гарантирован успех, на что есть много причин.
Первая – попытка ликвидации окажется неудачной. Это вполне вероятно, поскольку шейх понимает опасность и станет еще осторожнее. Вторая – попытка будет удачной, но "Хезболла" скроет этот факт.
Третья – во время израильской атаки, неважно - успешной или провальной, пострадают гражданские лица. Если среди них окажутся друзские дети (а такое вполне возможно при умении террористов пользоваться "живым щитом"), то это позволит
боевикам "сравнять счет", да и мировое сообщество укрепится в своем мнении об Израиле как о таком же военном преступнике, как "Хезболла" и ХАМАС.
И наконец, главное – атака на Насраллу, независимо от ее исхода, станет для "Хезболлы" не менее весомым поводом начать большую войну, чем вторжение ЦАХАЛа. Эта война станет не только более тяжелой, чем война с ХАМАСом, - она будет еще
более безнадежной, потому что за десять месяцев в Газе мы убедились в невозможности полностью уничтожить террористическую группировку.
С самой объективной и бесстрастной точки зрения, Израилю наиболее выгодно было бы проявить ту самую сдержанность, которую ждет Запад. Мяч сейчас на стороне Ливана, а также ливанских и сирийских друзов. В Бейруте категорически не хотят и боятся войны, а друзы готовы самостоятельно вершить возмездие. Более подходящего момента для давления на "Хезболлу" с требованием отойти от границ Израиля может и не выпасть. Даже среди друзов Израиля нет единодушия по поводу необходимости жесткого ответа и мести. К тому же там понимают, что открытие второго фронта принесет новые несчастья в первую очередь жителям Голан и их родственникам по ту сторону границы.
При желании даже ограниченную реакцию, вроде очередного налета на базы "Хезболлы", можно будет официально объявить полноценным ответом. Да, разговоры о том, что кровь друзских детей "дешевле" еврейской, не стихнут и будут активно распространяться нашими врагами. Но это неизбежно в любом случае: и сейчас ЦАХАЛу предъявляют претензии в том, что сирена прозвучала слишком поздно, "Железный купол" не сработал, а сам обстрел спровоцировала ликвидация полевого командира "Хезболлы".
Ответный удар по Ливану – это прежде всего вопрос чести. Но в нашем регионе это не пустые слова. Окруженное врагами государство вынуждено постоянно напоминать соседям, что никто не может безнаказанно убивать людей на его территории, будь то друзы или евреи. Отсутствие ответа будет однозначно воспринято как слабость и бесхребетность, как сигнал к нападению на страну, которая не может и не готова себя защитить. На этот стимул отреагируют и боевики "Хезболлы", и хуситы Йемена, и исламисты Ирака, и палестинские группировки в Сирии. Пусть не сразу и не так резко, но спускание ситуации на тормозах с большой вероятностью грозит привести к масштабному региональному противостоянию. К тому же трагедия в Маджальд-Шамс наверняка не последний повод для такого конфликта.
На Западе не хотят видеть, что еврейское государство всегда находится под перекрестным огнем. Разница лишь в интенсивности этого огня и в том, отвечаем мы на него или нет. Вялотекущая война, подобная той, что происходит сейчас на всех фронтах, кроме Газы, позволяет международному сообществу выражать озабоченность по повод отдельных инцидентов и называть такую ситуацию миром.
Для Израиля разница между таким миром и настоящей войной не столь велика, и все же перейти эту грань непросто.