Разделение и разногласия
Очередное заседание глав коалиционных фракций по законопроекту о полномочиях БАГАЦа окончилось ничем. Стороны отложили решение вопроса, но возможность компромисса выглядит все призрачнее - тем более, что за эту тему, как верно отметил премьер Нетаниягу, не брались уже более десяти лет.
Суть дела – изменение характера взаимоотношений между законодательной властью (Кнессетом) и судебной (Верховным судом, или БАГАЦем). Обсуждаемый законопроект призван ограничить право БАГАЦа отменять принятые Кнессетом законы. Как сообщают некоторые СМИ, наиболее взвешенно выглядит предложение юридического советника правительства Авихая Мандельблита, которое, в свою очередь, исходит из проекта Основного закона о законодательстве, выдвинутого министром юстиции Айелет Шакед. Оно гласит, что БАГАЦ может отменять закон Кнессета только большинством в шесть из девяти судей, а сам парламент 70-ю голосами имеет право утвердить его снова. Но в итоге и это предложение не было принято.
В этой проблеме есть две стороны – разделение ветвей власти и политические разногласия вокруг него.
Верховный суд является высшей судебной инстанцией страны и выполняет функцию Высшего суда справедливости (БАГАЦ) при рассмотрении исков против государства и его институтов, а также в любом деле, где есть подозрение на несправедливость. По сути, он играет роль Конституционного суда (при отсутствии, напомним, конституции в государстве Израиль).
В 90-е годы прошлого века, когда был принят ряд Основных законов, в частности, "О свободе и достоинстве человека", Верховный суд под председательством Аарона Барака получил право отменять законодательные акты Кнессета. С тех пор БАГАЦ стал еще более эффективным орудием левого лагеря и не раз вмешивался в политику государства в сфере безопасности и антитеррористической деятельности, сделок с международными корпорациями, назначений чиновников высшего ранга, а также миграционной политики. Последний скандал разразился вокруг решения об освобождении нелегальных иммигрантов, отказавшихся покинуть Израиль, из лагеря временного содержания "Сахароним". Согласно постановлению БАГАЦа от 10 апреля, незаконно ограничивать свободу людей, не совершивших никакого преступления.
Депортация нелегалов – острая тема, поэтому в правительстве был срочно поднят вопрос о повторном утверждении закона о нелегальных иммигрантах, отмененного Верховным судом. Позже Нетаниягу и представители Ликуда настояли на расширении этой формулировки, с тем чтобы Кнессет мог "возвращать к жизни" любой закон, заблокированный БАГАЦем. Речь шла о масштабной реформе отношений между ветвями власти. Именно эта инициатива и расколола правительственную коалицию.
Принцип, который предлагают Нетаниягу и министр туризма Ярив Левин, называется "британской моделью". Она оставляет за Верховным судом лишь возможность рекомендовать изменение законов или решений, которые суд считает неконституционными или нарушающими права человека. Создается впечатление, что ради этого принципа глава правительства готов пойти на досрочные выборы. Это подтвердил министр внутренней безопасности Гилад Эрдан, один из доверенных лиц Нетаниягу. Правда, в последнее время появились слухи, что премьер "остыл" и назвал свое прежнее требование об ограничении полномочий БАГАЦа "крайностью".
Эту "крайность" полностью поддерживает глава НДИ и министр обороны Авигдор Либерман, призывающий "вернуть мандат на правление народным избранникам". Противоположную позицию занимает партия "Кулану", что может привести к правительственному кризису и досрочным выборам. Коалиционные соглашения дают "Кулану" право блокировать все инициативы, связанные с судебной системой.
Глава партии, министр финансов Моше Кахлон готов поддержать "точечный" приоритет Кнессета над БАГАЦем в вопросе о нелегальных иммигрантах. Во всем же остальном "Кулану" не допустит посягательств на полномочия Верховного суда, Депутат Рои Фолькман написал на своей странице в Фейсбуке, что этих ограничений добиваются политики, увязшие в коррупции. Некоторым экспертам упорство право-центристской "Кулану", защищающей откровенно левый БАГАЦ, кажется неестественным и направленным на создание кризисной ситуации.
Другая коалиционная фракция, "Еврейский дом", склонна к промежуточному решению – так называемой "канадской модели". Собственно, именно депутату от "Еврейского дома" Бецалелю Смотричу принадлежит проект о внесении поправки, позволяющей вторично утвердить закон, отвергнутый БАГАЦем, парламентским большинством в 61 голос. Одновременно за судом сохраняется право отменять законодательные акты, принятые Кнессетом. Обозреватели отмечают, что встречная инициатива Нетаниягу была выдвинута в последний момент, во время обсуждения предложения Смотрича, как будто специально для того, чтобы спровоцировать конфликт. Высказывается также мнение, что истинная цель премьера – не ограничить власть Верховного суда (что невозможно без поддержки Кахлона), а торпедировать идею "Еврейского дома", чтобы не дать его политикам повысить свой авторитет среди правого электората.
Проще говоря, Биби не может допустить, чтобы лавры борца с левой судебной системой достались не ему, а Смотричу или Беннету. Само решение с большой вероятностью не будет принято, поскольку за него не проголосует "Кулану", и юридическая сторона вопроса останется неизменной. Что касается стороны политической, то здесь все зависит от того, кто первым уступит – Нетаниягу или Кахлон. И тот и другой, мягко говоря, не отличаются принципиальностью. Вопрос в том, готов ли каждый из них к досрочным выборам, насколько блефуют оба политика и поддержат ли их однопартийцы. Пока создается впечатление, что Нетаниягу не слишком держится за свою "британскую модель", а его цель – в очередной раз "сломать" Кахлона. Что до борьбы с БАГАЦем, то на ней можно будет спекулировать еще не одну каденцию.