Сила или правота?
29 октября Совет Безопасности ООН обсуждал ситуация в Иерусалиме – но не бесчинства арабской молодежи и не двойное убийство и одно покушение, а разрешение на строительство в районах “за зеленой чертой“. Именно этим шагом правительства, по мнению руководителей ООН, вызван рост насилия в столице. Совбез был созван после обращения в ООН Махмуда Аббаса, который потребовал от Израиля прекратить “незаконную поселенческую деятельность, подстрекательства и провокации“. Те же обвинения Аббас повторил в телефонном разговоре с американским госсекретарем Джоном Керри.
Строительство в восточных кварталах Иерусалима осудили также Иордания и Россия.
Эти события происходят на фоне признания Швецией государства Палестина. 13 октября за признание проголосовала также нижняя палата британского парламента. Это голосование не имеет политического значения, но оно все же свидетельствует о серьезных сдвигах в позиции Европы. Ее политики открыто заявляют, что время уговоров прошло и с Израилем пора говорить на языке силы. Ширится бойкот товаров, произведенных за зеленой чертой, и другие санкции.
Многие считают, что причина этих перемен в охлаждении между Израилем и его единственным последовательным защитником - США. Отношения двух стран действительно переживают не лучшие времена, однако по большей части это связано с личной неприязнью между Нетаниягу и Обамой. В американской администрации многие не любят израильского премьера еще и за то, что он все чаще пытается говорить напрямую с Конгрессом и Сенатом через голову Белого дома. При этом произраильское лобби в американском обществе по-прежнему сильно, и поддержка Израиля американцами не уменьшается, как показали опросы во время операции “Нерушимая Cкала“. Не случайно госсекретарь Керри поспешно извинился за анонимное оскорбление Нетаниягу, высказанное одним из американских чиновников.
В основном конфликт происходит на уровне заявлений - США осуждают строительство на территориях и нежелание Израиля перейти к диалогу с палестинцами на их условиях. Что касается сближения США с Ираном, то здесь нет ничего личного, то есть направленного против Израиля: Вашингтону нужен Иран как союзник в борьбе с ISIS.
Военное и политическое сотрудничество между Израилем и США сохраняется. Но существующих трений достаточно, чтобы отношение мира к Израилю стало хуже, тем более что для этого есть и другие предпосылки.
Европа всегда относилась к палестинцам более лояльно, чем Америка. Помимо влияния мусульманского электората и потребности в арабской нефти, здесь играет роль стремление к сохранению так называемого баланса сил. По мнению европейских политиков, Израиль нарушил этот баланс и перешел все границы… операцией “Нерушимая Скала“.
Это не ошибка, речь идет о событиях последнего лета, когда на нашу страну в течение 50 дней упали тысячи ракет, причем часть из них запускалась из школ, больниц и объектов ООН. В представлении европейского мира, однако, дело обстояло так: Израиль разрушил Газу, убил сотни ее жителей и тысячи оставил без крова в отместку за смерть трех поселенцев.
Однобокое отражение событий в СМИ вызвано не только пропалестинскими настроениями левых европейских масс-медиа, но и израильским пренебрежением к информационной войне. Израиль фактически никогда не вел ее всерьез, исходя из двух противоположных точек зрения. Первая – мы правы, и это очевидно без объяснений. Вторая – в мире процветает антисемитизм, все происходящее в любом случае истолковано против еврейского государства, потому объяснения бесполезны.
Плоды этого пренебрежения мы пожинаем сейчас. Не стоит удивляться предвзятому подходу мировых политиков – они смотрят те же телевизионные репортажи, что и простые смертные. В этих репортажах гибель трехмесячного ребенка становится второстепенной деталью на фоне “жесткого расстрела“ полицией молодого араба, “по неизвестной причине“ выехавшего на остановку.
Осуждение Израиля давно стало общим местом в мировой политике и публицистике. Рассчитывать можно только на то, что этот тренд когда-нибудь изменится, как меняется любая мода.
Эти надежды не так наивны, как может показаться. Если пресловутый европейский «баланс» явно переместится в пользу палестинцев, как это происходит сейчас, то резонно ожидать движения в обратную сторону. К сожалению, это скорее всего может случиться в результате большой трагедии для Израиля.
По сути же у еврейского государства есть два пути. Либо продолжать гнуть свою линию: строить поселения, не соглашаться на уступки, защищаться от террора – и готовиться к дальнейшим международным санкциям и усилению изоляции. Экономическое положение ухудшится, придется затянуть пояса, но наша страна выстоит, поскольку переживала и более трудные времена. При этом необходимо проявлять последовательность и не позволять разрушать государство изнутри таким «борцам за демократию», как Ханин Зуаби.
Другой вариант - играть с международным сообществом по его правилам, используя хитрость и изворотливость, которой евреям так не хватает в дипломатии. В западной политике существует стереотип сильных и слабых народов. Сильные должны уступать и помогать слабым, даже в ущерб себе. Поэтому, если Израиль хочет добиться сочувствия от Европы и не идти на опасные уступки палестинцам, он должен выглядеть в ее глазах слабым и несправедливо обиженным. Для этого нужно подавать бесконечные жалобы в международные суды, требовать созыва Совбеза ООН по поводу каждой ракеты, прилетевшей из Газы (благо сейчас администрация ПА несет формальную ответственность за действия ХАМАСа) и каждой каменной атаки на автобус, выставлять напоказ свое горе и траур, как делают палестинцы.
Понятно, что гордому израильскому характеру это претит. Но тогда остается только первый вариант. Не стоит тешить себя иллюзиями – мир никогда не согласится признать одновременно и нашу силу, и нашу правоту.