Уйдут или останутся?
Вердикт БАГАЦа о неправомерности освобождения от призыва всей ультраортодоксальной прослойки населения поставил в этой болезненной теме не точку, а всего лишь временную запятую. Всем очевидно, что борьба харедим против службы в армии будет продолжаться, и правительству придется искать для закона другую формулировку, устраивающую как противников призыва, так и его сторонников. Что касается выхода ультраортодоксальных партий из коалиции – угроза, которая звучит уже не первый день, - то большинство экспертов сходятся в том, что это маловероятно. Мол, не так велик ущерб, нанесенный общине харедим, чтобы депутаты от ШАС и «Еврейства Торы» отказались от своих теплых мест и разрушили самое дружественное к ним правительстве.
Однако все не так просто.
БАГАЦ отрицает право государства полностью освобождать граждан от службы в армии на основании их принадлежности к той или иной группе населения, но это не значит, что все здоровые молодые люди из йешив из коллелей будут служить. ЦАХАЛ пока может принять не больше трех тысяч новобранцев-харедим. Впредь же решения о призыве будут приниматься в индивидуальном порядке, как это происходит с «простыми смертными». Полиции некогда разыскивать уклонистов, особенно в военное время, да и армии не нужны солдаты, мобилизованные насильно. Одним словом, кто категорически не хочет служить, тот служить не будет и вовсе не обязательно попадет за это в тюрьму, где не хватает мест даже для террористов. Что касается сокращения финансирования учебных заведений, которые покрывают «отказников», они компенсируют свои потери за счет пожертвований из-за рубежа. В конце концов, как заявил один авторитетный раввин, «Тора дороже золота».
Депутаты-харедим все это прекрасно понимают. Другое дело, что они вынуждены подчиняться духовных вождям, а те живут в своем мире, со своей политикой и своими войнами, для них более важными, чем все, что происходит в стране.
С точки зрения авторитетных раввинов, израильской ультраортодоксальной общине и им лично причинен огромный моральный ущерб. Под сомнение поставлен их особый статус в обществе, тот самый статус кво, который они успешно отстаивали с момента рождения государства и были в шаге от того, чтобы закрепить его навечно. Мало того, удар нанесен ненавистным БАГАЦем, от которого харедим надеялись избавиться с помощью юридической реформы (неудивительно, что Верховный суд ответил единогласным решением). Получается, правительство в лице Нетаниягу обмануло их дважды: не сумело провести судебную реформу и провалило закон о призыве, хотя и то, и другое было обещано коалиционными соглашениями. Нужно ли сохранять союз с таким правительством?
С одной стороны, выйдя из коалиции, ультраортодоксы потеряют не только важные посты, но и возможность влиять на решения власти, в том числе те, что касаются их общины. Но оставшись в правительстве, они продемонстрируют свою готовность к уступкам и перечеркнут все усилия последних лет. ШАС и «Еврейство Торы» долго и усердно создавали себе репутацию такой политической силы, с которой должна считаться любая власть; силы, которая может ставить условия любому премьеру, любой коалиции – и эти условия будут выполняться.
Депутаты знают, что политика без компромиссов невозможна, но для стоящих над ними раввинов компромисс с государством недопустим - он означает поражение религии в ее противостоянии с нечестивым порождением светского сионизма. Это та самая война (к счастью, бескровная), которую ведут духовные лидеры иудаизма со светской властью, и для них она важнее той, что ведет Израиль против ХАМАСа. Насколько они сами верят в то, что говорят своим последователям, - риторический вопрос, мы этого никогда не узнаем. Зато им верят широкие массы ультраортодоксального населения, и у масс не должно возникнуть и тени сомнения в правоте своих пастырей.
Даже в усеченном виде и даже почти не работающий, призыв молодежи в армию угрожает авторитету ультраортодоксальной верхушки, а снижение финансирования их учреждений вызовет пусть небольшой, но отток из общины. Разумеется, большинство харедим не уйдет от религии, но кто-то начнет искать альтернативные варианты, ведь ортодоксальный иудаизм представлен и другими течениями, например, религиозным сионизмом. Израильтяне в вязаных кипах исполняют все заповеди, но при этом работают, учатся, служат в армии, выбирают себе профессии – живут полноценной социальной жизнью. Именно от такой нормальной жизни раввины харедим стараются оградить своих последователей, и на этот раз они потерпели фиаско.
Судя по реакции на решение БАГАЦа, ответственными за поражение назначены депутаты-харедим, которые обещали не допустить призыва, но обещания своего не сдержали. Ряд политиков от «Еврейства Торы» с трудом избежали нападения разгневанной толпы. Другие, традиционные проявления недовольства – демонстрации, перекрытые улиц, горящие мусорные баки – вряд ли подействуют на правительство на фоне всех остальных бурь, сотрясающих общество. Религиозные авторитеты зовут людей на улицы, чтобы поддержать градус возмущения, но прежде всего они ждут от своих депутатов «работы над ошибками». Те должны либо добиться отмены вердикта БАГАЦа, либо получить от правительства какую-то очень серьезную компенсацию за нарушенный договор. Если ничего этого не произойдет, верховные раввины, возможно, всерьез рассмотрят вопрос о выходе из коалиции.
На самом деле, общество бы только выиграло, если бы харедим ушли в оппозицию, а еще лучше – вообще из политики. В ней стало бы меньше закулисных соглашений, сговоров, торгов и прочих нечестных игр. Либо им нужно научиться учитывать интересы общества и приоритет закона, не тянуть одеяло на себя, не видеть в государстве врага. Впрочем, это пожелание можно адресовать и другим участникам политического процесса. Пора заканчивать с этой практикой – когда каждая фракция старается урвать кусок для своих избирателей в ущерб остальным.