Веревка в доме повешенного
Сразу после трагедии 7 октября лидер партии РААМ Мансур Аббас призвал арабскую общину к сдержанности. Но израильские арабы и так понимают, что нужно сидеть тихо, потому что терпение и нервы их соседей на пределе. Любая антисемитская выходка может вызвать непредсказуемую вспышку среди еврейского населения. Многие арабы предпочитают не выходить на работу в еврейском секторе, а где-то работодатели сами рекомендуют им оставаться дома. Быть веревкой в доме повешенного не только неловко, но и опасно.
О реакции израильского арабского общества на резню 7 октября пишут мало. Да, некоторые открыто осудили ХАМАС, но в большинстве случаев эти люди всегда были лояльны к Израилю, и говорим мы сейчас не о них. Тех же, кто пережил катарсис и кардинально изменил свои взгляды, - абсолютное меньшинство. В массе своей арабская община живет в страхе за свое будущее и в напряженном ожидании. От того, что происходит в Газе, на северной границе, в политических кругах и в израильском обществе, зависят ее дальнейшие отношения с еврейским государством.
Арабам на территории нынешнего Израиля не привыкать приспосабливаться к ситуации. Они пережили крестоносцев, Османскую империю, Британский мандат и много разных израильских кабинетов, правых и левых, жестких и либеральных. Главный урок, который они вынесли из истории: в конфликте следует держаться сильной стороны. Поведение арабов Израиля в каждый конкретный момент – лучший индикатор того, насколько наша политика сильна, последовательна и пользуется поддержкой народа. Арабские беспорядки, идентификация с палестинцами, участие в терактах – все это указывало на слабость власти и государства задолго до фатального раскола нашего общества. Половинчатые и не достигавшие цели военные операции только подкрепляли эту позицию, как и попустительство силовых структур, которые предпочитали не раздражать арабов без крайней необходимости.
Сейчас все может повернуться по-другому - это чувствуется по тишине на арабской улице, по тому, как она присматривается к ходу событий. Здесь уже меньше кидают камни в машины евреев, зато срывают плакаты с фотографиями заложников. Впрочем, почти никто из духовных, общественных, политических арабских лидеров не высказался однозначно о зверствах ХАМАСа, но многие так называемые инфлюэнсеры заявили о своей солидарности с террористами. Радикальная молодежь не верит, что Израиль может стать другим.
Что же должно произойти, чтобы израильские арабы перестали быть пятой колонной?
Первое – Газа. Прекращение операции без достижения ее целей вернет ситуацию на круги своя. Малейшая уступка ХАМАСу даст террористам повод объявить о победе над «сионистским врагом», а израильским арабам покажет, что сила по-прежнему на стороне убийц и ненавистников Израиля. Сейчас мы думаем только о возвращении пленных и разгроме радикальной группировки, но в более дальней перспективе от итогов войны зависит ослабление или укрепление внутреннего врага.
Второе – наказание всех участников резни 7 октября, кого удастся захватить живым. Публичный суд и, по возможности, смертная казнь. Нельзя забывать и про пособников хамасовцев, тех израильских арабов, кто помогал составлять карты кибуцев, поселений и военных баз.
Третье – продолжение рейдов на Западном берегу, изъятие оружия и аресты, пока наши дороги не станут безопасными.
И наконец, главное – однозначный запрет на поддержку враждебной идеологии и преследование за любые действия, подрывающие безопасность государства. Увольнение с работы, отчисление из учебных заведений, депортация членов радикальных группировок и тех, кто вслух одобряет теракты,– сейчас у нас есть для этого соответствующий закон. Это должна быть не кратковременная акция, не разовая «чистка», а постоянная политика. Да, под «раздачу» попадут и некоторые евреи с ультралевыми взглядами, но чем они лучше?
Все эти меры, конечно, не заставят арабских граждан полюбить государство Израиль, но они поймут, что невыгодно бороться с ним изнутри. А со временем вырастет новое поколение, лояльное и интегрированное в жизнь страны.
Ничего нового и оригинального здесь нет. Более того, большинство государственных деятелей и рядовых израильтян с нормальным мировоззрением согласятся, что власть должна действовать именно так. Однако уже много лет все происходит иначе, и до сих пор нет никакой гарантии, что эти простейшие и очевиднейшие правила будут когда-нибудь выполняться. Всегда находится повод спускать на тормозах эту проблему, хотя в какой-то мере она серьезнее, чем ХАМАС, Иран и "Хизбалла". Ведь от своих граждан невозможно отгородиться стеной, и нельзя разбомбить свой город, даже если он полон врагов.
Факторов, из-за которых никто по-настоящему не занимается пятой колонной израильских арабов, множество, но чаще всего они сводятся к неоправданному чувству вины, которое испытывает большинство израильских политиков перед этой общиной. Нам слишком долго и настойчиво внушали, что это мы – веревка в доме повешенного. Мы оскорбляем национальные чувства наших арабских сограждан своим государством, законами, религией, языком, враждой с их воинственными соплеменниками, самим своим существованием. Поэтому им многое прощается и позволяется, якобы чтобы не вмешиваться в их внутренние дела и не вызывать протесты, но на самом деле – чтобы не усугублять собственное чувство вины. Мы совершили ту же ошибку, в которой упрекаем Запад по отношению к иммигрантам: мы думали, что свобода и открытость демократического общества сделают этих людей нашим партнерами, а получили радикализацию.
Сейчас у нас есть шанс что-то изменить, прежде всего потому, что в Израиле происходит много других болезненных, но необходимых изменений. Страна живет и действует так, как это должно было быть всегда. И арабская улица – редкий случай! - тоже готова к переменам, хотя ее готовность и обоснована страхом. Главное – не упустить этот шанс, потому что он может не повториться.