Война или выборы?

Война или выборы?

К основному вопросу израильской политики: "Будут ли досрочные выборы?", недавно добавился другой, не менее острый и актуальный: "Будет ли война?". Эту дилемму, вероятно, решает сейчас глава правительства.

Ситуация располагает и к тому, и к другому, но война после выборов не нужна никому, и прежде всего Нетаниягу, в то время как война в их преддверии может стать для него и других интересантов как большим козырем, так и большим фиаско.

После того как две ракеты из Газы упали в Беэр-Шеве и районе Гуш-Дана, а ЦАХАЛ ответил точечным ударом по объектам ХАМАСа и начал стягивать силы в южной границе, казалось, что все уже решено. Гуманитарный кризис в Газе и конфликт с руководством ПНА толкает ХАМАС на отчаянные шаги. Одновременно после теракта в Баркане в армии опасаются эскалации на Западном берегу на фоне политической неопределенности и нестабильности.

Тем не менее, последний марш в Газе оказался сравнительно спокойным, а Израиль вновь открыл КПП. Аналитики объясняют, что глава правительства ХАМАСа в секторе Ихье Сануар не хочет войны, которая может оказаться для движения последней, предпочитая шантажировать мир страданиями народа Газы. На этом фоне любая серьезная операция вызовет жесткую критику Израиля со стороны международного сообщества. Такого мнения придерживаются в генштабе; здесь считают, что войну нужно отложить до конца 2019 года, когда будет достроена система защиты от подземных тоннелей.

Тем временем в обществе зреет возмущение против сдержанности ЦАХАЛа, ограниченно реагирующего на вылазки и огненные шары из Газы. Сильнее всего от этого страдает реноме министра обороны Либермана, рейтинг его партии также падает. Успешная операция в Газе могла бы изменить эту тенденцию. Неудивительно, что Либерман выступает за мощный удар "даже ценой расширения возможной конфронтации", после которого Израиль сможет перейти к переговорам с ХАМАСом с позиции силы, а Либерман – пойти на выборы с выросшим рейтингом.

Масла в огонь подливает острая критика со стороны главы "Еврейского дома". Нафтали Беннет прямо обвиняет Либермана в ситуации на южной границе и в том, что тот "отдал безопасность жителей юга на откуп ХАМАСу". Политический интерес Беннета тут не менее очевиден – его ястребиная позиция оттягивает у НДИ и Ликуда правый электорат. Председатель "Еврейского дома" не предлагает никаких конкретных мер, кроме общего ужесточения действия ЦАХАЛа, и туманно намекает, что у него есть рецепт решения проблемы.

Кажется странным, что Беннет вдруг оказался среди тех, кто не поддержал на заседании кабинета министров предложения Либермана об ударе по ХАМАСу. Однако все более чем логично: до выборов Беннет не может позволить своему оппоненту заработать очки на успешной операции в Газе. Он всегда будет против войны, если Либерман – за нее.

Видимо, того же мнения придерживаются и другие министры. 18 октября они отклонили инициативу Либермана и приняли рекомендации армии о принципе "нулевой терпимости". Члены кабинета не хотят подыгрывать Либерману, тем более что, проявляя сдержанность, они, в отличие от министра обороны, ничего не теряют. А вот в случае спорного исхода войны тем, кто ее поддержал, придется разделить ответственность с главой Минобороны.

Однако мнение кабинета министров здесь не так уж важно. Все уверены, что окончательное решение – быть или не быть предвыборной войне в Газе – будет принимать глава правительства.

Последние высказывания Нетаниягу можно толковать и так и эдак. После очередной массовой демонстрации на границе Газы с большим количеством пострадавших Биби заявил: "Мы готовы к любому сценарию". Позже он уточнил: "Я не стремлюсь к ненужным войнам… После каждой войны все возвращается на круги своя", и напомнил, что наша главная цель – сдерживание иранской угрозы. Известно также, что Нетаниягу встречался в кулуарах ООН с египетским президентом Ас-Сиси и просил того заставить Аббаса отменить санкции против сектора Газа, чтобы избежать "никому не нужного взрыва".

За последние 10 лет в Газе прошло три масштабные операции ЦАХАЛа: "Литой свинец" (2008-2009) "Облачный столп" (2012) и "Нерушимая скала" (2014). Все три пришлось прервать под давлением международных кругов, и они закончились именно тем, о чем говорил премьер: все вернулось на круги своя, хотя Израилю был обеспечен определенный период спокойствия. Тем не менее, "Литой свинец", на проведении которого так яростно настаивал Нетаниягу, в то время лидер оппозиции, обеспечила его партии победу на ближайших выборах. Операция "Облачный столп", тоже прошедшая перед выборами, уже принесла разочарование и, хоть и не свалила правительство Биби, но стоила ему многих голосов, отошедших к более правой партии Беннета.

Так что колебания премьера можно понять. Война с ХАМАСом будет признана проигранной, если ее не выиграть однозначно – полным разгромом террористического движения. И хотя момент кажется подходящим (США и арабские страны не будут активно мешать Израилю), трудно прогнозировать быстрый и однозначный исход операции без жертв среди израильтян. Биби повезет, если он придет к выборам победителем ХАМАСа. Но что если он проиграет? Пусть в поражении можно будет обвинить Либермана - дивидендов это премьеру не принесет. А с другой стороны, затевать выборы на фоне раскаленной границы Газы – тоже провальный вариант.

Какое-то время премьер может подождать и посмотреть, как разворачиваются события: не успокоится ли ХАМАС, не пойдет ли на уступки Абу Мазен, не начнет ли лопаться терпение у жителей юга. Но долго тянуть не получится – решение по его уголовным делам все ближе, а выборы (или войну?) надо провести до этого.

Говорят, кто выбирает между войной и позором, получает и позор, и войну. Трудно сомневаться, что с таким правительством народ Израиля получит и войну, и досрочные выборы. С той разницей, что сам народ здесь ничего не выбирает.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK