Война по поводу и без
Ликвидация боевого командира "Хизбаллы" Джихада Мугние и еще десятка террористов привела к напряжению на северной границе. Многие задаются вопросом, насколько необходимо было нанести удар именно сейчас, в отсутствие прямой угрозы со стороны "Хизбаллы". Бывший командующий южного округа, отставной генерал Йоав Галант (кандидат в депутаты от партии Кахлона) прямо указывает, что очередная Ливанская война нужна Ликуду для успеха на выборах.
В этих спорах забывается один из основополагающих принципов израильской военной доктрины - опасных врагов следует ликвидировать там, где их находят и когда для этого есть возможность. В этот раз удалось уничтожить не только Джихада Мугние, сына военного командира "Хизбаллы" Имада Мугние, ликвидированного в 2008 году, но и других высокопоставленных деятелей "Хизбаллы", а также военного советника группировки, полковника КСИР Али Табтауи и еще нескольких иранских военных.
Кунейтра – ближайший к израильской границе населенный пункт на сирийской части Голан. Там постоянно идут бои между джихадистами и войсками Асада, на стороне которых воюют и ливанские шииты. И все же сосредоточение в этом месте большого количества высокопоставленных командиров "Хизбаллы" наводит на мысль, что готовилась провокация против Израиля. Об этом предупреждали израильские СМИ со ссылками на источники в западной разведке. По некоторым данным, "Хизбалла" планировала и ракетные обстрелы Севера, и вылазки на территорию еврейского государства. Эскалация напряженности подтверждалась также израильскими спецслужбами. О намерении атаковать Израиль недавно говорил и руководитель Партии Аллаха Хасан Насралла. Повод для нападения на Израиль у "Хизбаллы" есть – она давно грозится отомстить за разгром оружейных конвоев, предназначенных для ее армии.
В последние месяцы обозреватели не раз отмечали, что "Хизбалла" обескровлена тяжелыми боями, деморализована крупными потерями и поражениями и не в состоянии вести войну на два фронта. Однако есть мнение, что именно эти проблемы могут заставить шиитских боевиков повернуть оружие против Израиля, тем самым демонстрируя свою боеспособность и непримиримость в борьбе с главным врагом – "сионистским образованием".
Идеологи "Хизбаллы", со своей стороны, считают, что Израиль не заинтересован в новом противостоянии после операции "Несокрушимая скала" и вызванного ею общественного резонанса. Но похоже, и еврейское государство, и Партия Аллаха недооценивают своего противника.
Близкие к Насралле источники рассказывают арабским СМИ, что "Хизбалла" намерена “сдерживать эмоции” и не будет провоцировать новую войну. Под "болезненным ответным ударом" подразумевают разовые вылазки, которые Израиль при желании может “не заметить”, как до сих пор он старался не реагировать слишком жестко на снаряды и ракеты, прилетающие из районов боевых действий. Однако в реальной ситуации и та, и другая сторона не всегда может контролировать свои шаги. Даже если из бункера Насраллы поступит приказ сдерживаться, боевики "на местах" могут не рассчитать силу удара, на который Израилю придется отвечать всерьез. Как известно, в 2007 году после убийства и похищения солдат Хизбалла вовсе не ждала войны.
Возможно, уничтожение Мугние и его соратников не связано с предстоящими выборами. Но если на северной границе начнется эскалация, предвыборная погоня за рейтингом заставит правительство прибегнуть к военной операции – в противном случае Нетаниягу и Ликуд будут обвинены в малодушии и трусости. Однако еще ни одна война с "Хизбаллой" не была убедительно выиграна, то есть окончена так, чтобы у общества не оставалось серьезных претензий к власти. К тому же военные действия на территории Сирии грозят втянуть Израиль в столкновения между Асадом и его противниками. Официальный Дамаск уже не раз обвинял Иерусалим в поддержке террористов "Аль-Каиды".
Многое зависит от Ирана, без одобрения которого "Хизбалла" не может начать военные действия, поскольку в акции погибли иранские офицеры. Тегеран же находится в сложном положении, так как не хочет портить отношения с США и Европой в разгар переговоров о снятии санкций. Не случайно ИРИ в течение нескольких дней не признавала факт гибели своих людей в Сирии, а иранские СМИ освещали инцидент крайне скупо и осторожно.
Если Хизбалла все же решится на противостояние, то она, вероятнее всего, начнет наносить удары с ливанской территории, чтобы подставлять под ответные атаки ЦАХАЛа гражданские объекты и мирных жителей. Таким образом, новая Ливанская война опять обернется обвинением еврейского государства в геноциде и военных преступлениях. Однако нет никакой гарантии, что этот сценарий не осуществился бы и без уничтожения лидеров боевиков в Кунейтре. Если наши враги решат воевать, им не понадобится особый повод.