Впереди мирного паровоза
Председатель ПНА Махмуд Аббас отказывается от своего главного предварительного условия диалога с Израилем - замораживания строительства поселений. Он также готов снизить свою активность по дискредитации Израиля в ООН и других международных организациях. Все это – ради оживления мирного процесса под руководством президента США.
Что это? Обычный блеф, который закончится демонстративным демаршем и срывом переговоров, как случалось уже не раз? А может, 82-летний палестинский лидер хочет использовать свой последний шанс войти в историю "отцом" палестинской государственности? Или он напуган тем, что Трамп, Израиль и нефтяные монархии решат палестинский вопрос без его участия?
Президент Трамп полон энтузиазма привести стороны к соглашению, собираясь действовать не как политик, а как опытный и успешный бизнесмен. Абу Мазен, сам искушенный в торговле на ближневосточном базаре, понимает, что это серьезно. Серьезность намерений Трампа подчеркивают и стремительные перемены в регионе - создание антииранского альянса, изоляция Катара.
Второй фактор: усталость, а временами и раздражение арабского мира по поводу палестинского вопроса, который долгие годы был едва ли не единственным объединяющим фактором для мусульманских стран. Сегодня они объединяются против Ирана, а главной общей проблемой стал радикальный терроризм. Все чаще в отсутствии подвижек на пути урегулирования обвиняют не Израиль, а палестинских лидеров.
Отношение к Израилю в арабском мире тоже меняется. Не случайно катарский телеканал "Аль-Джазира" настаивает, что страны, бойкотирующие Катар, заняли позицию "сионистов" по палестинскому вопросу. Речь идет прежде всего об ослаблении ХАМАСа, который лишается своего главного спонсора – Катара, уже давно оставшись без помощи Египта и других стран. Похоже, именно ситуация вокруг ХАМАСа стала причиной неожиданной сговорчивости Абу Мазена.
До недавнего времени арабские страны упрекали палестинцев в неспособности договориться между собой и требовали, чтобы ФАТХ, который представляет Абу Мазен, и ХАМАС нашли общий язык. Но сегодня ХАМАС практически объявлен вне закона. Саудовская Аравия и ее союзники назвали его террористической организацией; Катар, пытаясь избежать бойкота, был вынужден выслать активистов движения.
Для Аббаса, который долгие годы опасался, что автономия повторит судьбу Газы, это огромный подарок. Недавно его администрация нанесла свой удар по правительству сектора, отказавшись платить за поступающее туда электричество и сократив зарплату работающих в Газе чиновников. Тем временем, Египет продолжает держать закрытым КПП Рафиах – единственную связь сектора с остальным миром.
Отношение к террору меняется во всем мире. Впервые за много лет агентство ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (UNRWA) откликнулось на обращение Израиля и провело проверку, в ходе которой под двумя ооновскими школами в Газе были обнаружены подземные тоннели. Находка вызвала резкую критику со стороны ООН, которая прежде оправдывала любые действия палестинских террористов "борьбой с оккупацией".
Лишенный финансовой поддержки, связей и репутации "борцов за свободу Палестины", теряющий популярность, загнанный в угол ХАМАС может отреагировать по-разному. В Израиле всерьез рассматривают возможность новой войны. На такой вариант указывают недавние беспорядки у границ Газы и сближение ХАМАСа с Ираном. Новый лидер движения Исмаил Хания и его приближенные собираются в ближайшее время посетить Тегеран.
Министр обороны Авигдор Либерман предупредил, что эта война станет для группировки последней. Правда, такие заявления уже звучали в прошлом, но при нынешнем раскладе международное сообщество, скорее всего, не станет мешать Израилю уничтожить инфраструктуру ХАМАСа. Иран может помогать своим союзникам только деньгами – у него слишком много своих забот, чтобы затевать военный конфликт с Израилем ради Газы и ее правителей. Окончательный разгром ХАМАСа - вполне реальная перспектива, и для Абу Мазена это идеальный вариант. Он получает под свой контроль Газу, не прилагая к этому никаких усилий и с полного согласия всех заинтересованных лиц – ведь Израиль уже объявил, что не собирается повторно оккупировать сектор.
Если группировка не решится воевать с Израилем (что равносильно смертному приговору), ее правительство все равно рискует потерять власть в секторе, лишившись доверия нищего, отчаявшегося населения. Чтобы победить ХАМАС политическим путем, сторонники Аббаса и ФАТХа должны представить избирателям Газы убедительную альтернативу. Станет ли такой альтернативой соглашение с Израилем, даже если оно будет сопровождаться провозглашением независимого государства и щедрым международным финансированием? Поверит ли в эти перспективы палестинская улица? Газа все больше разочаровывается в ХАМАСе, но в ФАТХе и ПНА она разочаровалась гораздо раньше.
Не стоит забывать: хамасовские лидеры отлично умеют приспосабливаться к обстоятельствам и обращать их себе на пользу. Не исключено, что ХАМАС быстро перестроится, возьмет курс на политическую легитимизацию и… перехватит у Абу Мазена мирную инициативу. Такой поворот может устроить всех миротворцев; и арабским странам, и Трампу по большому счету все равно, с кем будет мириться Израиль – "лишь бы в доме было тихо". Соглашение окажется даже надежнее, если палестинское государство начнется с Газы. Да, Израиль будет сопротивляться, но тут ему придется выдержать жесткое давление.
Абу Мазен боится этого варианта как огня, поэтому сейчас он бежит впереди паровоза. Его преимущество – время; ХАМАС не может в один миг развернуться на 180 градусов. Поэтому Аббас старается срочно застолбить за собой мирный процесс и рассчитывает, что он будет сорван ракетами из Газы. Ведь в данный момент ХАМАСу для сохранения палестинского лидерства нечего противопоставить ПНА, кроме террора.