Вправо, еще правее

Вправо, еще правее

Трудно понять, чего добивались Ливни и Лапид, раскачивая коалицию и подводя страну к досрочным выборам. Но добились они – по крайней мере, на сегодняшний день –усиления Ликуда, правого блока и лично Нетаниягу. Судя по социологическим исследованиям, Биби на этот раз удастся создать более устойчивую и идеологически однородную коалицию на базе блока Ликуда с «Еврейским домом» Нафтали Беннета. Опросы сулят Ликуду от 21 до 23 мандатов, Беннету – 16-18. Между ними уже достигнуто соглашение о разделе остаточных голосов, а также обговорена взаимная поддержка и отказ от нападок друг на друга в ходе предвыборной кампании. Очевидно, партия Беннета предложит Нетаниягу на пост главы правительства.

К союзу Ликуда и «Еврейского дома» мечтают присоединиться ультраортодоксальные партии, для которых нынешний политический кризис– шанс вернуться в правительство. Уже появились слухи (опровергаемые, правда, всеми заинтересованными сторонами) о совещании, на котором между будущими участниками коалиции распределялись министерские посты.

Партия «Еврейство Торы» увеличивает свое представительство за счет естественного прироста электората – ей предсказывают получение 8 мандатов, от 7 до 8 наберет ШАС, если его не расколет противостояние между Арье Дери и Эли Ишаем. Если вместе с ними к союзу Ликуд – «Еврейский дом» присоединится НДИ, то возникнет уверенная коалиция из 65-67 мандатов. Обозреватели называют ее правой, хотя это определение довольно условно: харедим в разное время входили и в правые, и в левые правительства и поддерживали любые властные инициативы, если учитывались их интересы.

Что касается Либермана, то его недавние высказывания о возможности обмена территориями ради заключения мира позволяют предположить смещение влево или, по крайней мере, к центру. Сложно сказать, этим ли объясняется падение популярности НДИ, которой предсказывают 10 и даже 9 мандатов. Но зная Либермана, можно предположить, что в конечном итоге он займет наиболее выгодную для себя позицию.

Сюрпризом предстоящих выборов станет, несомненно, партия бывшего министра связи Моше Кахалона. Не имея пока ни собственного списка, ни даже названия, она уже может претендовать на 10-13 мандатов. Такой кредит доверия Кахалон заработал с помощью реформы на рынке сотовой связи. Впрочем, это не так уж удивительно, если вспомнить, что на прошлых выборах Яир Лапид получил 19 мест в парламенте, не имея за душой ничего, кроме обещаний.

Кахалон выступает за либерализацию экономики и переговоры о мире, он готов участвовать в том правительстве, которое примет его программу. Эксперты полагают, что Ликуд – «Еврейский дом» - НДИ – партия Кахалона, без участия харедим – еще один вариант крепкой коалиции, которую обозначают как правоцентристскую, хотя какой она станет на деле, предсказать трудно. Одновременно предпринимаются попытки вернуть Кахалона в лоно Ликуда, но в этом случае он, скорее всего, потеряет изрядную долю сторонников. Главное преимущество бывшего министра перед соперниками в том, что он – новый лидер, с которым общество связывает новые надежды.

В левом лагере положение куда более плачевное, и хотя его руководители пытаются объединиться, по-настоящему их объединяет только нелюбовь к Нетаниягу. Для работоспособного союза этого мало. Пока в СМИ распространяются слухи о возможном присоединении «А-Тнуа» и «Кадимы» к Аводе, хотя возможно также слияние «Ешатид» и «А-Тнуа». Согласно опросам, перспективы у этих партий таковы: Авода – 12-14 мандатов, «Ешатид» - 9-11, «А-тнуа» - 4-5. МЕРЕЦ набирает от 5 до 8 мандатов, арабские партии от 6 до 10.

Главным камнем преткновения остается вопрос лидерства в оппозиционном блоке, который должны разрешить между собой Ципи Ливни и Ицхак Герцог. Но при самых благоприятных обстоятельствах этот альянс наберет немногим более 30 мандатов и не дотянет до 50 даже при присоединении МЕРЕЦ и арабских партий. Впрочем, создание коалиции с явным левым уклоном выглядит нереальным.

Так, спад популярности партии Яира Лапида связывают именно с его левыми взглядами. Что касается главного пункта программы «Еш атид» - отмены НДС на покупку первой квартиры – около 65% выразили сомнения в его эффективности. Но скорее всего, провал Лапида вызван его фиаско в борьбе с Нетаниягу.

У левых партий есть только один шанс – создать лево-центристский блок при участии НДИ и партии Кахалона. В случае успеха, к ним переметнутся и харедим, а Ликуд и «Еврейский дом» окажутся в меньшинстве. Однако столь пестрая коалиция будет слишком искусственной и неустойчивой. У Нетаниягу гораздо больше козырей для формирования правительства.

В личном зачете Биби по-прежнему лидирует, хотя 60% израильтян высказались против его кандидатуры на пост премьер-министра. Но рейтинг Ицхака Герцога более чем в два раза ниже, значительно отстаютБеннет и Либерман. Однако в том варианте опроса, при котором респондентам предлагали отдать свой голос за одного из двух кандидатов, Нетаниягу проиграл Кахалону и Саару (недавно ушедшему в отставку министру МВД) и всего на 1% опередил Герцога. При этом рейтинг доверия к политикам наиболее высокий у Кахалона и Герцога.

Эти противоречивые показатели еще раз подтверждают, что израильской политике остро не хватает новых лидеров и новых идей; общество жаждет перемен, но не видит сил, которые могли бы эти перемены осуществить. Популярность Нетаниягу объясняется в первую очередь отсутствием достойного соперника.

Вряд ли Биби будет ждать сложа руки, пока такой соперник появится. Он уже сейчас вербует союзников, раздает обещания – и в отличие от конкурентов, ему есть, что обещать. В плане политической стратегии в его пользу говорит умение устоять против давления США и Европы. Возможно, народ Израиля в конечном итоге придет к выводу, что Нетаниягу и правое правительство – оптимальный вариант в нынешней ситуации.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK