Закат эпохи Ликуда

Закат эпохи Ликуда

Правительство нежизнеспособно – таков приговор парламентской оппозиции. Прежде непримиримые противники Герцог и Либерман объединяют усилия, чтобы свалить коалицию, с трудом собранную Нетаниягу. Левые СМИ пишут о "Пирровой победе" Биби и предрекают досрочные выборы не позднее, чем через год. Если эти прогнозы сбудутся, крах правительства станет личным поражением Нетаниягу как политика. Собственно, таким поражением – после победы на выборах – выглядел бы и провал коалиционных переговоров. Поэтому не удивительно, что Биби постарался сформировать коалицию любой ценой, лишь бы не дать лидерам Сионистского лагеря и НДИ повод для торжества.

По итогам формирования правительства самыми обойденными чувствуют себя депутаты от Ликуда. Дело даже не в том, что почти все кандидаты на министерские посты получили не то, что хотели. Обиду вызвал сам подход – о своих однопартийцах Биби вспомнил в последнюю очередь, когда аппетиты всех остальных партнеров были удовлетворены. Очевидно, глава Ликуда исходил из того, что уж они-то никуда не денутся, и, в общем, оказался прав. Даже демарш Гилада Эрдана, получившего на ликудовский праймериз первое место, закончился ничем. Узнав, что утверждение правительства все равно состоится, рассерженный депутат вернулся в Кнессет и принял участие в голосовании.

Разлад внутри Ликуда только усугубит трудности, с которыми столкнется коалиция. При хрупком преимуществе в 61 голос достаточно, чтобы всего два члена коалиции заболели или притворились больными – и оппозиция сможет провести свои решения большинством голосов. Этими депутатами вполне могут оказаться недовольные члены Ликуда. Нетаниягу скорее может положиться на своих партнеров-харедим, которые наконец дорвались до власти и так просто от нее не откажутся. Но при этом любой раздор внутри коалиции – например, между представителями "Кулану" и ультраортодоксами - может привести к ее развалу.

Нетаниягу будто специально распределил посты так, чтобы провоцировать конфликты и блокировать деятельность своих партнеров. Например, Кахалон вряд ли сможет осуществить свои реформы в строительной сфере, хотя его фракция возглавляет министерства строительства и финансов, а также управление МВД по планированию и строительству. Ведь финансовой комиссией кнессета, которая может зарубить на корню все реформы, заведует депутат от партии "Еврейство Торы" Моше Гафни. Планы Кахалона по демонополизации банковской системы упрутся в местнические интересы министра экономики Арье Дери. В министерстве образования будут сталкиваться принципы сиониста Беннета и его заместителя Мешулама Нахари из ШАСа. Такие патовые расклады не позволят амбициозным политикам вроде Беннета, Кахалона и Шакед выполнять свои предвыборные обещания и зарабатывать популярность. Биби вроде бы поступает умно, нейтрализуя своих главных соперников, но недовольство их деятельностью неминуемо будет распространяться на все правительство.

Общество разочаровано в новом кабинете уже заранее, до начала его работы. Главная причина недовольства – коалиционные обещания религиозным партиям, отменяющие все прежние попытки добиться равенства распределения обязанностей. Помимо того, что ортодоксы возвращают себе все льготы и привилегии вроде финансирования учебных заведений и дешевого строительства, полученные ими обещания выльются в круглую сумму. В целом электоральные требования обойдутся бюджету более чем в 20 миллиардов шекелей. Эти деньги придется компенсировать за счет увеличения налогов и расходов на здравоохранение и социальную сферу. Неизбежно подорожание потребительской корзины. Даже международное рейтинговое агентство Moody's отреагировало на коалиционные соглашения Нетаниягу, предупредив, что Израиль скорее всего ждет рост бюджетного дефицита в 2016 году. Любой шаг по "затягиванию поясов" грозит вызвать массовые протесты, которые противники Нетаниягу постараются использовать для свержения правительства.

Нетаниягу подстерегает также опасность "справа", в том случае, если он возобновит переговоры с ПНА и палестинское государство станет реальностью. Коалицию могут покинуть и депутаты "Еврейского дома", и многие члены Ликуда. Вероятно, Биби планирует подстраховаться заранее и заменить Беннета на Сионистский лагерь либо переманить к себе часть депутатов от оппозиции. Такая рокировка может спасти правительство, но развалит Ликуд, и к следующим выборам Нетаниягу придет без своей партии.

За последние годы Биби постарался избавиться от своих наиболее непримиримых соперников внутри Ликуда. Кто-то вовсе ушел из политики, кто-то, как Кахалон, предпочел создать собственную партию. Но и те, кто остался, способны на бунт. Не стоит сбрасывать со счетов также попытки оппозиции перетянуть на свою сторону не только центриста Кахалона, но и колеблющихся, а также обойденных назначениями активистов Ликуда. Вероятно, бегство с корабля произойдет, когда правительство и премьер начнут катастрофически терять популярность. Ликудовцы постараются сделать все, чтобы Биби, идя ко дну, не утащил их за собой. Однако неясно, как они сумеют сохранить лицо, а главное – рейтинги, запятнав себя не только участием в сомнительной коалиции, но и предательством своего лидера в трудную для него минуту.

С другой стороны, при всех недостатках Биби, человека, способного возглавить партию, кроме него, в Ликуде нет. Даже если такой политик найдется, его расчетливые однопартийцы предпочтут надежные места в более перспективных списках. Похоже, что эпоха Ликуда близится к закату. На место право-центристского движения, которое в Израиле пусто не бывает, уже сейчас претендует НДИ, ненавязчиво избавляясь от имиджа правых радикалов. Расчет Либермана верен – нанося удары по Ликуду и Нетаниягу, левый лагерь только увеличивает его шансы. Ведь общество разочаровано в Биби и его партии, но не в самой национальной идее - это показали последние выборы.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK