Чему не учат в школе
Каждый министр образования в Израиле считает своим долгом реформировать школьную программу. А поскольку министры у нас меняются часто, то каждый школьник за 12 лет обучения переживает минимум две-три таких реформы, причем многие из них отменяются новыми руководителями, практически не начавшись.
Проводить реформы в образовании вообще легко, потому что их провалы неочевидны. Они далеко не сразу сказываются на экономических показателях и не вызывают социальных протестов. Ученики, хоть и бунтуют иногда, но продолжают ходить в школу, поскольку деваться им некуда. А у родителей вызывает протест только увеличение денежных поборов.
Еще при прошлом руководителе, Шае Пироне, министерство образования озаботилось вопросами толерантности и борьбы с расизмом. Недавние исследования показали зашкаливающий рост агрессии в социальных сетях. В обществе все больше говорят об углублении внутреннего раскола и о том, что секторальное образование не способствует интеграции.
На самом деле, вряд ли нетерпимость в наши дни стала намного сильнее, чем раньше. Просто интернет сегодня позволяет заявить на весь мир то, что раньше говорилось сквозь зубы на улицах, в ночных клубах и школьных дворах. Система образования и раньше пыталась заниматься интеграцией – например, резервируя в престижных школах места для детей из близлежащих неблагополучных кварталов.
Программа «Другой – это я» должна была вывести эту работу на новый уровень. Однако, как установил государственный контролер Йосеф Шапира, программа не выполняется, бюджеты на нее не выделяются, да и, попросту говоря, нет учителей, способных этим заниматься. 60% занятий посвящено конфликтам, которые госконтролер называет «периферийными» – между светскими и религиозными, между старожилами и новыми репатриантами.
Непонятно, правда, что противоречие между этническими общинами – «русскими», «марокканцами», «французами», «эфиопами» - надо считать главным. Уж коли на то пошло, наладить взаимопонимание между светскими и религиозными гораздо труднее, потому что здесь разногласия заложены в мировоззрении. Понять «другого», который по-другому живет и думает, гораздо труднее, чем «другого», отличающегося акцентом, именем, цветом волос и кожи.
Межобщинные противоречия и расизм искоренить на уровне школы труднее всего, поскольку они идут из взрослого окружения, прежде всего, из семьи. Чиновники от образования ошибочно считают, что проблему общества в целом можно решить в следующем поколении, правильно воспитав детей. Но увы – для начала нужно воспитать воспитателей. А о какой толерантности может идти речь, если в некоторых школах и детских садах детям новых репатриантов и сегодня запрещают говорить по-русски?
Новый министр Нафтали Беннет внес свою лепту в налаживание «диалога культур», добавив в школьную программу изучение наследия сефардских евреев. Автор этого плана, поэт Эрез Битон, считает, что «теория плавильного котла» нанесла ущерб самоидентификации восточных евреев и исказила школьный курс истории. В рамках программы ученики уже с нынешнего года должны побывать в городах развития и населенных пунктах, чтобы оценить вклад евреев-мизрахим в становление государства.
В истории восточного еврейства действительно много интересного и познавательного, но вряд ли города развития относятся к ее лучшим страницам. Не говоря уж о том, что многие израильские школьники сами живут в этих городах.
Вообще с поездками и путешествиями в школе дела обстоят гораздо лучше, чем с учебой. Эту ситуацию Беннет попытался исправить, как только занял пост министра. Он объявил, что необходимо за четыре года вдвое увеличить число школьников, изучающих математику на высшем уровне сложности (пять единиц, или ехидот). Но рекламная кампания «Латет хамеш» (Даешь пять) оказалась слишком резкой и скорее оттолкнула учеников от амбициозной программы.
Сдающих экзамен на пять ехидот стало больше, но эксперты считают, что общая катастрофическая ситуация с математикой от этого не изменилась. Программа построена так, что школьники сдают экзамен и тут же все забывают - за редким исключением, их не учат математическому мышлению. В Израиле уже не хватает инженеров, электронщиков, других специалистов в точных науках и технологиях, и все меньше молодых людей изучает эти специальности в вузах. Печальная картина и с преподаванием английского, который министр Беннет тоже пообещал поднять на новый уровень с помощью общенациональной программы по углубленному изучению языка.
Проблема в том, что результата от образовательных и воспитательных программ стоит ждать не раньше, чем через несколько лет. Количество сдавших тот или иной экзамен в данном случае совсем не показатель. Но обычно такие программы у нас затихают и сходят на нет с приходом каждого нового министра – ведь у него есть свои идеи, как исправить образование. А некоторые меняют свой подход в процессе руководства министерством.
Так, Нафтали Беннет признав неудачу с математикой, заявил недавно, что самое важное для израильских школьников – изучение иудаизма. В связи с этим будет реализовываться еще одна программа, на этот раз в вузах – по усиленной подготовке специалистов и педагогов гуманитарных дисциплин, прежде всего еврейской истории, еврейской философии, ТАНАХу.
Согласно опросам, 42% израильтян отмечают нехватку преподавателей английского языка, математики и естественных наук в школах. Больше половины считает уровень преподавания неудовлетворительным, 10% уверены, что он ухудшается с каждым годом. При этом подавляющее большинство полагает, что детей в школе не готовят к взрослой жизни.
Но последняя претензия несправедлива. Постоянные перемены, смена приоритетов, чехарда программ и их невыполнение успешно готовят школьников к жизни в стране Израиля, где та же неразбериха творится практически во всех сферах. Так можем ли мы чего-то другого ждать от школы?