Что делать с Газой?
На съезде Института исследований Национальной Безопасности (INSS) лидер партии А-Тнуа Ципи Ливни упрекнула правительство в отсутствии четкой позиции в отношении Газы. Путь, который предлагает сама Ливни – переговоры с объединенным правительством ФАТХа и ХАМАСа – вызывает большой скепсис. Но в одном она безусловно права: у Израиля нет стратегии и понимания, что нам делать с Газой, даже если сейчас правительство получит полный карт-бланш от президента Трампа.
Авигдор Либерман заявил, ЦАХАЛ в следующем противостоянии будет продолжать наступать, пока противник «не поднимет белый флаг». Но военная победа над ХАМАСом – не цель, а средство. Либерман как министр обороны может и не заглядывать дальше белого флага, но как член правительства должен задуматься: допустим, флаг поднят. Что дальше?
Сектор Газа – два с половиной миллиона скученного и озлобленного населения, из которого одна часть голодает, а другая жирует на гуманитарные подачки всего мира. Высокая безработица, разделенное на кланы коррумпированное общество, рост исламистских настроений… Газа – это даже не чемодан без ручки, это никому не нужная головная боль. Она не нужна ни Израилю, ни соседним арабским государствам, ни, по большому счету, даже Аббасу. Размежевание было задумано Шароном, чтобы избавить страну от этой напасти, но Газа не отпустила Израиль – она вцепилась в него всеми своими ракетами, шахидами, похищениями, подземными тоннелями.
У политиков существует несколько сценариев решения этой проблемы, и все они нереалистичны. Так называемая «Израильская инициатива» – это, по сути, то же размежевание. Министр транспорта и разведки Исраэль Кац даже назвал этот план созвучно – «отмежеванием от Газы». По его замыслу, у берегов сектора надо построить искусственный остров с морским портом. Таким образом, Газа будет избавлена от блокады, а Израиль – от опасности. Ту же задачу должна выполнять стена, о которой говорит премьер Нетаниягу. Но пример шароновского размежевания говорит о том, что отгородиться от Газы нельзя. Рано или поздно там построят ракеты, которые будут преодолевать любые стены, не говоря уж об островах.
Наивно думать, что отгороженная от Израиля Газа начнет развиваться экономически и выберет мирный путь. Даже если отмежеванию будет предшествовать победная операция ЦАХАЛа, разгром и разоружение ХАМАСа – контроль над сектором возьмут другие экстремисты, которых там хватает - от «Исламского джихада» до соперника Абу Мазена, бывшего «губернатора сектора» Дахлана.
Противоположный подход к Газе – аннексия, которую предлагает глава «Еврейского дома» Беннет. Идея чисто популистская, поскольку на нее никогда не пойдет ни одно правительство, даже самое правое – и в первую очередь правое. Дело не в том, что Газу придется усмирять «огнем и мечом» и даже не в миллионах новых граждан, которые нарушат демографический баланс между еврейским и арабским населением. Дело в том, что эти миллионы получат право на пособия и другие виды помощи от государства Израиль – даже если будут ограничены в избирательном праве. Эта ситуация с большой вероятностью спровоцирует бурный социальный протест среди израильских малообеспеченных слоев и может привести к смене правительства. А аннексия территории без населения – идея совершенно утопическая.
Ходят разговоры о создании иордано-палестинской федерации и даже о едином экономическом израильско-иордано-палестинском пространстве. Мол, все жители палестинских территорий, включая и Газу, могут стать гражданами Иордании, сохраняя при этом свои муниципальные права. Трудно поверить однако, что в нынешней нестабильной обстановке Иордания согласится взвалить на себя эту обузу.
Беда в том, что оставить ситуацию, как есть, тоже нельзя – она постоянно будет провоцировать новые войны. Лишение американских денег при Трампе не заставит палестинцев Газы стать мирными и договороспособными, как не привела к этому блокада сектора. Надежда на то, что они займются своими разборками и забудут про Израиль, не оправданы: взаимная вражда лишь временно мешает террористам объединяться против «сионистского врага». На фоне растущего недовольства населения Газа может стать плацдармом для новой «арабской весны». И наконец, международное сообщество не перестанет обвинять во всех бедах Газы Израиль, как это было сделано только что на заседании ПАСЕ.
Главное же то, что если мы сами не решим проблему Газы, то это сделают другие. Недавно в Москве прошла встреча палестинских организаций под громким названием «Межпалестинское согласие и будущее Палестины» с участием ФАТХа, ХАМАСА и других движений вплоть до «Исламского джихада». По оптимистичным заявлениям российских кураторов, достигнуто соглашение о создании правительства национального единства, которое может быть сформировано уже к лету 2017 года.
Верится в эти перспективы с трудом, но ведь истинная цель России – не примирение палестинцев между собой и с Израилем, а усиление своего влияния в регионе. Москва не случайно поддерживает ХАМАС, признанный террористической организацией в Израиле и США, и «Исламский джихад», не имеющий вообще никакой политической программы. Вероятно, в этих группировках Кремль видит силу, способную противостоять влиянию ISIS, и может добиваться легализации ХАМАСа глазах новой американской администрации в рамках совместной борьбы против исламского радикализма. Россия может даже снабжать экстремистов Газы оружием, как это происходит с Хизбаллой.
Есть и другие игроки, заинтересованные в расширении своей роли в Газе, в первую очередь Катар, который делает ставку на исламизацию палестинского движения. Да и смена ХАМАСа на Исламское государство вполне реальна.
Одним словом, хороших вариантов здесь просто нет, да и выбор между плохими мало зависит от нас. Проблема Газы слишком давно была брошена на самотек и за это время только обострилась.