Дипломатия одного актера
О том, что израильское министерство иностранных дел находится в кризисе, говорят уже давно. Бюджет МИД не только не увеличился, но и был сокращен. В ряде стран закрываются посольства и представительства. Одновременно с высоких трибун звучат речи о важности дипломатической работы для выживания страны и защиты ее интересов – особенно в нынешнее сложное время, когда пропаганда против государства Израиль набирает обороты во всем мире. Об этом постоянно и говорит Биньямин Нетаниягу, по совместительству возглавляющий МИД. Против него, главным образом, и направлена критика Авигдора Либермана и Яира Лапида, которые в связи с кризисом внешнеполитического ведомства даже созвали экстренное заседание Кнессета.
Либерман как бывший министр иностранных дел утверждает, что Нетаниягу уничтожает дипломатическую службу. Но хуже всего, что у Израиля в данный момент нет внятной внешнеполитической концепции. Один политик утверждает одно, другой – совершенно противоположное, и это касается таких принципиальных тем, как создание Палестинского государства или налаживания отношений с Турцией.
Ципи Ливни напомнила, что законодательные инициативы против арабских депутатов, которые встречались с семьями террористов, нуждаются в разъяснении на внешнеполитическом уровне, поскольку иначе они будут использованы нашими врагами для очернения Израиля. Но никто этой работой не занимается.
Стремление оппозиции лишний раз раскритиковать главу правительства понятно. Тем не менее, кризис налицо, и в нем следует выделить несколько моментов.
Единого мнения по всем вопросам в Израиле не существовало никогда, да и в большинстве других стран тоже – это естественно для демократии. Международные круги не воспринимают слова членов правительства как официальную позицию еврейского государства, хоть и ссылаются на них, когда им это выгодно. Официальную внешнюю политику уполномочен проводить только МИД. Проблема в том, что в наших традициях министр иностранных дел тоже может «свое суждение иметь» и выступать не от имени государства, а от своего собственного.
Этого боится и не хочет Нетаниягу, и в какой-то мере он прав. Многие политические лидеры сегодня действуют не на благо государства, а ради собственного электорального капитала. Можно закрыть глаза на высказывания министра образования по вопросам внешней политики, но если министр иностранных дел в этих вопросах противоречит премьеру, то это просто смех и грех. Однако и такое возможно в наших Палестинах.
И беда, и вина Биби, что он не может добиться единодушия и соблюдения иерархии даже среди своих соратников. Поэтому он решает проблему просто – взяв внешнюю политику в свои руки.
Для Нетаниягу вообще естественно придерживаться принципа «Дипломатия – это я». Но поскольку у премьера много других обязанностей, наша внешняя политика приобретает «гастрольный» характер, строясь на громких, но единичных акциях вроде речи в Конгрессе США или выступлении в ООН.
Показательный пример такой «гастрольности»: недавно премьер приказал гендиректору МИД Дори Голду добиться удаления из лондонского метро антиизраильских плакатов движения BDS, поскольку Голд как раз находился в Великобритании. А если бы Голд не приехал в это время в Лондоне, плакаты бы так и висели? Или о них бы в Израиле никто не узнал?
Систематическую работу осуществляют только дипломаты на местах и делают ее совсем не плохо. При посольствах проходят культурные мероприятия, их представители встречаются с официальными лицами, политиками и своими коллегами как по долгу службы, так и в неформальной обстановке, дают интервью, выступают в СМИ, организуют визиты израильских политиков. Из этих «мелочей» и состоит дипломатия. Посольства имеют свои интернет-сайты на языке страны пребывания, ведут страницы в социальных сетях. Эти ресурсы стараются дать наиболее полную информацию о стране Израиля; порой они даже содержательнее и интереснее, чем израильские интернет-медиа. Вся эта деятельность направлена на повышение имиджа еврейского государства и охватывает аудиторию в десятки и сотни раз большую, чем централизованные мероприятия МИДа. Закройте посольство – и ничего этого не будет.
Тем не менее, Израиль закрывает посольства и консульства из соображений экономии. При этом действует странный принцип: сокращать представительства в тех странах, с которыми у нас сложились добрые отношения – мол, зачем работать, если и так все хорошо? В свете подобных рассуждений ожидается под закрытие попало посольство в Беларуси, содержание которого обходится всего в 4 миллиона шекелей в год. Для сравнения – на стипендии студентам-ультраортодоксам государство ежегодно выделяет около 100 миллионов шекелей. Белорусские коллеги не скрывают, что оскорблены подобным решением и «симметрично» закрывают свое представительство. Так мы теряем союзников и друзей.
Конечно, у нынешней израильской дипломатии есть и свои победы - например, сближение с Турцией и Саудовской Аравией, хотя оно произошло по инициативе этих стран. В последнее время достигнута нормализация отношений с ЕС, о чем гордо докладывает Нетаниягу. Но не стоит забывать, что введение Евросоюзом маркировки товаров, произведенных «за зеленой чертой», стало результатом прошлых дипломатических просчетов. Не придется ли в будущем таким же авральным порядком исправлять сегодняшние ошибки?
Каждый раз, когда создается очередная комиссия ООН по расследованию мнимых израильских преступлений или появляется новая осуждающая резолюция, мы сетуем на проигранную информационную войну. К сожалению, в этой войне Израиль привык больше полагаться на помощь дружественных организаций и рядовых граждан, которые бескорыстно и добровольно, а главное - оперативно отстаивают доброе имя нашего государства. Пока они справляются с этой задачей куда лучше официального МИДа. Вероятно, поэтому дипломатическая сфера все больше превращается в театр одного актера.