Друзья и их интересы

Друзья и их интересы

Американский госсекретарь Джон Керри добивается долгосрочного перемирия между Израилем и ХАМАСом, действуя как адвокат террористов.

Его план предполагает обсуждение таких требований ХАМАСа, как снятие блокады Газы, строительство аэродрома и морского порта, освобождение террористов, вышедших из тюрьмы по сделке Гилада Шалита и снова арестованных во время операции «Вернуть братьев». Кроме того, Вашингтон намерен взять под контроль КПП на границах с Газой и самостоятельно решать, какие материалы будут ввозиться в сектор. На разрешении доставлять в Газу «гуманитарные грузы» настаивает и Евросоюз, хотя уже доказано, что цемент и сталь используются для строительства подземных тоннелей, а кукурузная мука и сахар – при производстве «кассамов» и взрывчатых веществ.

Больше всего недоумения вызывает в Иерусалиме то, что для Белого дома приемлем сам факт соглашения между еврейским государством и террористической организацией. По замыслу Керри, в палестинской делегации должны участвовать представители ХАМАСа, ФАТХа и Исламского джихада. Иными словами, Израилю предлагается на равных вести переговоры с террористами.

Израильтяне все чаще сравнивают позицию Вашингтона с жестким подходом другого посредника - Египта, который требует от ХАМАСа прекратить огонь без предварительных условий. Возникает вопрос: кто же нам больше друг – тот, кто нас поддерживает, или тот, кто ставит нас на одну доску с нашими врагами?

Ответ неутешительный: среди нынешних посредников наших друзей нет. Да и вряд ли они могли бы быть. Политологи любят цитировать слова де Голля о том, что у Франции нет союзников, а есть интересы. Применительно к нашей ситуации можно сказать, что у Израиля нет друзей, а есть лишь интересы тех, кого мы в заблуждении называем друзьями.

Друзьями Израиля могут быть отдельные люди – и простые граждане, и политики, но не государства. Но и от таких друзей не всегда можно ожидать помощи. Например, Билл Клинтон, с его благими намерениями принести Израилю мир и благополучие, добился подписания опасных и ошибочных договоров Осло.

Ни Барак Обама, ни египетский президент ас-Сиси друзьями Израиля не являются, хотя США считаются самым дружественным нам государством, а Египет – ближайшим союзником в регионе. Обама в своей ближневосточной политике преследует исключительно интересы своей страны, и то же самое делает ас-Сиси.

Существование Израиля, безусловно, входит в интересы США. Но поскольку еврейскому государству, по мнению Вашингтона, не грозит уничтожение, Керри в своей посреднической миссии делает акцент на других задачах - в частности, на сохранении за Штатами имиджа верховного судьи народов. Для этого надо занять равноудаленную и толерантную позицию, ведь если Белый дом примет сторону Израиля в его борьбе с террором, мир может усомниться в американской объективности. Вашингтону необходимо также сохранить доверие других региональных союзников – прежде всего, Катара, который сегодня является главным спонсором ХАМАСа.

Еще один момент, важный для Обамы и Керри, - потепление отношений между США и Ираном. Пока рано говорить об альянсе и даже о восстановлении доверия. Но Белый дом заинтересован в сближении с Тегераном на фоне обострения в Ираке, где суннитское «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIS) угрожает свергнуть режим, который так долго и мучительно создавали американцы. ISIS является одной из главных угроз в регионе и естественным врагом Ирана. Поэтому США готовы ослабить антииранские санкции и проявить определенное снисхождение к ХАМАСу, чья деятельность входит в сферу интересов Тегерана. В конце концов, речь пока идет не об оправдании террора, а «всего лишь» о праве террористов выдвигать свои условия.

И наконец, США заинтересованы в создании Палестинского государства, которое, как они надеются, станет их новым союзником в регионе. Поэтому они демонстрируют понимание и уважение к палестинской улице, которая сегодня единодушна со своими братьями в Газе.

Интересы Каира прямо противоположны. Ас-Сиси и его соратники мечтают, чтобы Израиль вырвал ядовитое жало ХАМАСа - дочерней организации преследуемых в Египте «Братьев-мусульман». Перемирие им не нужно вовсе - напротив, желательно, чтобы операция ЦАХАЛа в Газе продолжалась как можно дольше и нанесла инфраструктуре террора максимальный урон. Недавно опубликованные разведданные о том, что у ХАМАСа осталось не менее 4000 тысяч ракет, вызывают закономерную тревогу Каира - ведь часть этих ракет при определенных обстоятельствах может обрушиться на Страну пирамид. Кроме того, администрация ас-Сиси крайне недовольна политикой Катара и его поддержкой «Братьев-мусульман». В Египте даже запретили деятельность катарского информационного агентства «Аль-Джазира».

Неудивительно, что египетские власти возлагают на ХАМАС ответственность за ситуацию в Газе и не критикуют действия ЦАХАЛа. Но делает ли это Египет нашим другом или даже надежным союзником?

Недавно президент Египта напомнил жителям Газы, что его страна всегда защищала их от «израильской агрессии» и считала поддержку палестинского народа своим священным долгом. Таким образом, Каир был и остается союзником палестинцев, а не Израиля. Просто он не хочет, чтобы в Газе заправлял ненавистный ХАМАС, получающий деньги не менее ненавистного Катара.

В последнее время в СМИ появляются материалы о возможных региональных альянсах с участием Египта и Израиля, к которым присоединится либо Курдистан, либо монархии Персидского залива, озабоченные ростом радикального экстремизма. Но несмотря на определенное совпадение интересов, рассчитывать на такие союзы не стоит. Напротив, их следует опасаться, поскольку они увеличивают риск втравливания еврейского государства в региональные разборки.

Сегодня у Египта и Израиля общие интересы. Но важно не пропустить момент, когда они разойдутся, чтобы это не застало нас врасплох, как в ситуации с Турцией, да и с США.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK