Если забуду тебя, интифада…
Помимо главного вопроса, который задают сегодня израильтяне: «Когда это все кончится?», многие пытаются понять: можно ли считать происходящие события интифадой или это пока еще «беспорядки»? Были ли они заранее подготовлены, подобно интифаде Аль-Акса, или возникли стихийно?
Очевидно, мы имеем дело с так называемой гибридной интифадой (или, если кому-то так спокойнее, гибридными беспорядками). В ней спонтанные атаки малолетних «шахидов», вооруженных камнями и кухонными ножами, сочетаются с хладнокровно спланированными терактами, такими, как убийство супругов Хенкин. Волна насилия растет, как снежный ком, вовлекая в свою орбиту все больше участников. Пока эскалация ограничивается Западным берегом, несмотря на отдельные обстрелы из Газы. ХАМАС призывает к борьбе палестинцев Иудеи и Самарии, но сам предпочитает остаться в стороне. Боевики Газы еще не готовы к серьезному противостоянию. Кроме того, им выгодна ситуация, подрывающая авторитет палестинской администрации, которую они обвиняют в сотрудничестве с «сионистами». Крах ПНА дает ХАМАСу шанс получить контроль над Западным берегом.
Однако Аббас вряд ли подарит исламистам эту возможность, несмотря на явное недовольство палестинской улицы существующим положением. Нынешний кризис палестинской власти он умело использует в своих целях, без конца подчеркивая, что администрация автономии не заинтересована в эскалации (и находя здесь полное понимание израильских левых).
У Абу Мазена действительно есть основания опасаться интифады, которая способна выдвинуть новых лидеров и новую повестку дня. Он даже опроверг свое выступление в ООН, заявив, что ПА сохраняет приверженность соглашениям Осло. Но одновременно Аббас позволяет себе откровенно антисемитские и антиизраильские высказывания и кричит на весь мир о том, что израильтяне собираются изменить статус- кво Храмовой горы.
Противоречие здесь существует только на первый взгляд. Когда нынешний виток насилия будет подавлен (вопрос только – какой ценой), мирные переговоры получат новый стимул. На этот случай у Абу Мазена уже заготовлен пакет требований во главе с запретом на строительство еврейского жилья в Иерусалиме, Иудее и Самарии. Он знает, что после каждой интифады палестинская администрация получает бонусы в виде уступок и жестов доброй воли. Почему так происходит, трудно объяснить с точки зрения интересов Израиля и простой логики. Тем не менее, эта порочная практика сохраняется.
Нынешние беспорядки, безусловно, помогают палестинцами вернуть себе внимание международного сообщества, которое в последнее время было сосредоточено на событиях в Сирии, российских ударах по ИГИЛ, соглашении с Ираном. Также нельзя отрицать, что всплеск насилия порожден общей ситуацией в регионе. Гражданские войны, террор, столкновения противоборствующих групп на фоне усилившейся пропаганды радикального исламизма – все это провоцирует палестинскую молодежь на «подвиги». В интернете, по телевизору, да и в школе молодые арабы постоянно слышат, что освободить Аль-Аксу от неверных и убить как можно больше евреев - их священный долг. Такая пропаганда уже много лет процветает в автономии под руководством «миротворца» Аббаса. Неудивительно, что при первом же призыве мальчишки на Западном берегу хватаются за ножи.
Свою провокационную роль сыграла и иранская сделка. Весь мир – а с ним и палестинцы – увидели, как страна, разрабатывающая ядерное оружие и грозящая стереть Израиль с лица земли, обретает международное признание, а сам Израиль все больше становится мировым изгоем.
Как уже не раз бывало, поводом для обострения стала Храмовая гора, ситуация вокруг которой обострилась из-за совпадения еврейских и мусульманских праздников.
Но перечисляя сложившиеся обстоятельства, нельзя забывать о главном: интифада – это неизменная угроза для Израиля, постоянно тлеющий костер, ружье, которое висит на стене и с завидной регулярностью стреляет в конце каждого акта. Одни считают, что виной тому недостаточно жесткая позиции израильского правительства, другие – что, наоборот, проблему нужно решать с помощью диалога и создания палестинского государства. Как бы то ни было – воз и ныне там. Аналитики сходятся в одном: Израиль справится с нынешней волной насилия, но пройдет время – и она повторится.
Между тем, интифада преподносит нам исключительно ценные уроки. Она все расставляет по местам, открывает истинные лица наших врагов и тех, кто лицемерно притворялся друзьями. Это самое подходящее время, чтобы сделать выводы и воплотить их в жизнь, чтобы разрушить заколдованный круг. Разве первый раз мы слышим откровенно антисемитские и антиизраильские заявления арабских депутатов? Разве для нас открытие, что Северное крыло Исламского движения –террористическая организация, легально действующая на территории Израиля? Разве для кого-то новость, что администрация Аббаса выплачивает зарплату террористам, отбывающим в израильских тюрьмах наказание за убийство евреев? Разве никогда прежде израильтяне не становились жертвами летящих камней? Разве впервые принимают участие в терроре израильские арабы? Но почему-то только недавно были ужесточены меры против несовершеннолетних камнеметателей. Только сейчас начинается процедура лишения террористов израильского гражданства – вместе с льготами, которыми они пользовались до сих пор. Но по-прежнему такие же террористы, только действующие не ножами, а словом, заседают у нас в Кнессете. По-прежнему Израиль выплачивает автономии деньги, идущие потом на вознаграждение убийцам. По-прежнему наш премьер заявляет о готовности вести переговоры с лицемером Аббасом. После каждой войны и эскалации наши враги получают не наказание, а награду. Израиль старается смотреть вперед, в мирное будущее, и поскорее забыть интифаду. Но именно потому, что мы забываем ее уроки, интифада возвращается вновь.