Год длинных ножей
Под Новый год принято говорить о хорошем, и лучшей новостью для "русской улицы" стала "реабилитация" Нового года. Не прошло и 25 лет, как в Израиле признали, что традиционный зимний праздник не имеет ничего общего с христианством и Папой Сильвестром. Школы теперь не будут наказывать учеников, пропустивших занятия 1 января, – об этом попросило министерство образования. Многие светские израильтяне с энтузиазмом восприняли появление еще одного праздника и с размахом отмечают его вечеринками в барах и клубах. Сложно сказать, станет ли "Новигод" общеизраильской датой, но его легитимация говорит о растущем влиянии общины выходцев из бывшего СССР. В Израиле появился и еще один праздник – День Алии.
Алия между тем растет. Количество репатриантов из Украины увеличилось на 11% по сравнению с прошлым годом и составило около 7000 человек. Еще больше – 7900 репатриантов – приехало из Франции. В целом 2015 год с его 30-тысячной алией стал рекордным за последние 15 лет. Как и в прежние времена, новые репатрианты гораздо больше озабочены безработицей и жилищной проблемой, чем ситуацией в сфере безопасности, которая, казалось бы, совсем не способствует притоку новых граждан.
Последняя треть 2015 года прошла в Израиле под знаком террора и вопросов без ответов. Мы знали более страшные террористические атаки, более тяжелые времена, но никогда они не продолжались так долго. Правительство и силовые структуры практически расписались в своей беспомощности против террористов-одиночек с кухонными ножами и ножницами. За сто с лишним дней произошло более 140 инцидентов, и хотя среди них были и обстрелы, и автомобильные теракты, нынешняя волна насилия получила название "интифада ножей". Палестинцы и сочувствующие им арабы Израиля называют ее интифадой Эль-Кудса, провозглашая своей целью уже не только Храмовую гору, а весь Иерусалим.
Проблема экстремизма среди арабских граждан Израиля стоит давно. Но только в этом году государство наконец объявило вне закона радикальное Северное крыло Исламского движения. Увы, семена ненависти и безнаказанности уже посеяны в арабском обществе.
Неудивительно, что на фоне постоянных нападений и бездействия властей начались ответные акции "еврейского террора" против арабов. Самым вопиющим случаем стал поджог дома в деревне Дума, в результате которого погибло несколько человек, включая младенца. В обществе нет единого мнения в отношении еврейского экстремизма: одни осуждают насилие, которое уравнивает "молодежь холмов" с арабскими террористами, другие, не одобряя убийств, понимают и разделяют чувства еврейских мстителей, третьи и вовсе считают, что нападения совершены арабами, возможно, при участии израильских спецслужб. Новую бурю вызвала непроверенная информация о том, что подозреваемые в терактах евреи подвергаются пыткам во время допросов. В целом можно констатировать, что противоречия между разными прослойками населения углубляются, и общая опасность больше не сплачивает народ Израиля. О радикализации общества свидетельствует и убийство религиозным фанатиком 16-летней Ширы Банки, участницы гей-парада в Иерусалиме.
Из позитивных моментов можно отметить относительное затишье в Газе. 2015-й стал годом без массированных ракетных обстрелов ХАМАСа, к которым мы почти привыкли. Пессимисты прогнозируют, что точно так же израильтяне скоро привыкнут к нападениям с ножами, поскольку действия властей против террористов неэффективны, несмотря на пафосные заявления. При этом стоит вспомнить, что в результате мартовских выборов мы получили правительство, признанное чуть ли не самым правым за всю историю Израиля. Правизна его, однако, существует лишь в представлении международных миротворцев. Только в конце ноября были приняты дополнительные меры безопасности, но интифаду это не остановило.
При формировании коалиции Нетаниягу продемонстрировал избирателям, что его главная задача – сохранить власть. Соглашение с ортодоксальными партиями обошлось казне в немалую сумму; харедим отыграли назад все позиции, утраченные в прежних каденциях, и даже получили новые преференции. В рамках коалиционных соглашений была отменена альтернативная система гиюра и сведен на нет эффект закона о всеобщем призыве. Недавно правительство ужесточило меры против магазинов и ресторанов, открытых в шабат; что касается работы общественного транспорта по субботам, то этот вопрос уже даже не обсуждается.
Год не обошелся без секс-скандалов: в последние дни ушел в отставку вице-премьер и министр внутренних дел Сильван Шалом, которого обвинили в сексуальных домогательствах сразу несколько женщин. Ранее сходные обвинения привели к уходу из Кнессета депутата от партии "Еврейский дом" Инона Магаля.
Наиболее значимым событием в экономике стало подписание газового соглашения. В наших лучших традициях, члены правительства и политические деятели больше трех лет спорили об этом документе, боясь продешевить. Несмотря на все недостатки соглашения, оно позволит наконец приступить к разработке крупнейшего найденного у берегов Израиля газового месторождения "Левиафан", что в перспективе обещает вывести еврейское государство в мировые энергетические лидеры.
Других экономических сдвигов пока не наблюдается. Прошлогодний скандал вокруг десерта "Милки" так и не привел к снижению цен. Целые отрасли по-прежнему находятся в руках монополий, которые определяют ценовую политику и даже могут оставить полстраны без света и тепла, как это сделала "Хеврат хашмаль" во время сильных дождей. И если мы обошлись в этом году без всеобщей забастовки, то лишь потому, что правительство идет на поводу у Гистадрута, послушно выполняя требования профсоюзных деятелей.
Но все это народ Израиля готов вытерпеть – лишь бы не было войны. Но и миром нынешнюю ситуацию назвать нельзя. Остается надеяться, что в новом году удастся каким-то образом справиться с террором длинных ножей.