Год подарков
Идущий к завершению 2018 год, год 70-летия Израиля, начинался с больших надежд, и многие из них оправдались. Главное наше достижение – стабильность, которая, вероятно, и стала причиной того, что почти 90% израильтян, как показывают опросы, «довольны» или «очень довольны» своей жизнью.
Самым громким событием года стал перенос посольства США в Иерусалим. Он праздновался в Израиле, как новое открытие Америки. Президент Трамп на этом не остановился: в его мешке подарков для еврейского государства оказался также выход Штатов из иранской ядерной сделки и отказ от финансирования Агентства ООН по делам палестинских беженцев UNRWA. Беспрецедентно доверительные отношения между нашими странами развивались параллельно с тесными контактами Израиля и России. Маленький Израиль стал чуть ли не посредником между двумя соперничающими супердержавами. Премьер Нетаниягу встречался с президентом Путиным чуть ли не каждый месяц, а наши ВВС чувствовали себя в небе Сирии как дома, уничтожая объекты Ирана и Хизбаллы.
Мы, похоже, окончательно расстались с ролью изгоя мировой политики. Продолжалось сближение с арабскими странам, укрепление связей с Индией, Китаем, Японией, восточноевропейскими и постсоветскими государствами. Израиль триумфально возвращался в Африку и Латинскую Америку. Этот международный успех ставят в заслугу главе правительства, но не менее важна здесь востребованность наших технологий, прежде всего в военной области. Именно уровень вооружений, по версии американского журнала US News and World Report, позволил Израилю занять 8 место в рейтинге 25 влиятельных стран мира.
Новый международный имидж Израиля подтвердила победа в Евровидении – музыкальном конкурсе, который давно стал политическим мероприятием.
В сфере безопасности также обошлось без катаклизмов. Террор не прекратился, но не вышел за рамки «передышки». Более 30 терактов и попыток нападения с применением транспорта, холодного и огнестрельного оружия; 12 убитых, включая не выжившего младенца беременной матери в Самарии, – для Израиля это, можно сказать, мирная жизнь. Однодневная война с Газой, в ходе которой на южные районы упало несколько сотен ракет, не изменила ситуацию – ни одна сторона не хотела ее продолжать.
Палестинская проблема все меньше интересует мир, а для ПНА главный враг сегодня - не «сионистские оккупанты», а правительство ХАМАСа в Газе. Пока палестинские склоки продолжаются, Израиль может жить относительно спокойно.
Внутреннюю политику постоянно штормило ожиданием досрочных выборов. Но правительство устояло, хотя в последние месяцы было сильно ослаблено выходом из коалиции НДИ.
Муниципальные выборы оказались для «русской» диаспоры не слишком удачными – многие «наши» не попали на ведущие позиции в городских советах.
Год был полон политических и уголовных скандалов, связанных, главным образом, с Нетаниягу и его семьей. Но премьер снова продемонстрировал свою непотопляемость, а также умение находить компромиссы.
Из принятых законодательных актов больше всего шума наделал закон о национальном характере государства. Споры вокруг него говорят о глубоких разногласиях в обществе по фундаментальным вопросам. Но сам факт, что Израиль смог принять такой закон, крайне спорный в глазах западного общества, без особого ущерба для своего международного положения, можно отнести к позитивным моментам.
В 2018 году продолжался рост репатриации и подъем туризма - факторы, лучше всяких цифр говорящие о благополучной обстановке в стране.
Израильская экономика уже больше десяти лет демонстрирует устойчивый рост - около 4% в год. Это уникальный показатель среди развитых стран, так же как низкий годовой уровень безработицы (в западном мире мы уступаем только США). Мы по-прежнему находимся на передовых позициях в развитии венчурных и высокотехнологичных компаний, в том числе тех, чьи акции котируются на бирже NASDAQ. Кредитный рейтинг Израиля в 2018 году – рекордный в истории государства.
Тем не менее, разница в доходах между бедными и богатыми остается одной из самых больших в ОЭСР (клуб социально и экономически развитых стран мира), а социальные выплаты, напротив, значительно уступают этим странам. Многие эксперты считают, что рост израильской экономики обусловлен именно сворачиванием социальных программ и сокращением государственного участия в рыночных процессах.
Рост цен, высокие налоги, низкие пособия, недоступность жилья и прочие экономические проблемы – не единственная ложка дегтя в относительно «медовом» для нас 2018 году. Антисемитизм поднимает голову во всем мире, даже там, где он, казалось бы, изжит – например, в Германии. Еврокомиссия была вынуждена принять специальную осуждающую его резолюцию.
В сентябре в небе над Сирией произошел инцидент, осложнивший сотрудничество израильских и российских военных: самолет-разведчик ВВС РФ по ошибке был сбит сирийцами во время атаки израильтян. Израиль обвинили в провокации, и Россия в ответ отправила в Сирию ЗРК С-300. С тех пор возможности ЦАХАЛа наносить удары по иранским складам и конвоям оружия сильно ограничены.
Не все гладко и в отношениях с арабскими соседями. В октябре иорданский король Абдалла сообщил, что его страна не будет продлевать аренду Израилем двух районов, отошедших к Иордании при заключении мирного договора в 1994 году. В ноябре гражданин «мирной» Иордании совершил теракт в Эйлате, ранив двух работников порта.
На перенос посольства США в Иерусалим ХАМАС ответил еженедельными «маршами возвращения» и новым видом террора – поджогами израильской территории. Эффективного средства борьбы с «огненными шарами» пока нет, а правительство все это время предпочитало не акцентировать внимание на происходящем вокруг Газы. Еще один тревожный момент - обнаружение тоннелей Хизбаллы на северной границе.
Но, как говорится, от добра добра не ищут – уходящий год был далеко не худшим и едва ли не самым спокойным в истории Израиля.