Год привычных разочарований

Год привычных разочарований

Уходящий 2014 год можно назвать типичным для Израиля. В нем уместилось практически все, что характерно для нашей действительности: война, террор, коррупционные скандалы, правительственный кризис и подготовка к новым выборам.
Сами выборы произойдут в следующем году, и их итогов мы предсказать не можем. Но возможно, события 2014 посылают нам сигнал, который нужно будет осознать и воплотить в будущем: в израильской политике кончается «эпоха царей».

Символично, что в этом году умер Ариэль Шарон. Хотя он уже много лет находился между жизнью и смертью, его кончина стала знаковым событием. Шарон умел, пользуясь одним своим авторитетом, объявить новый политический курс и убедить большинство в его правильности, мог собрать вокруг себя многочисленную и сильную партию, которая тут же развалилась с его уходом. Главным политическим капиталом генерала Шарона было доверие общества, поэтому он мог позволить себе роскошь диаметрально менять свои взгляды, как было с односторонним размежеванием.

Но и до, и после Шарона народ Израиля старался выбирать себе «царей» - лидеров, которым он безоглядно доверял. Разумеется, доверие - необходимое условие, но от политического руководителя требуется и многое другое. В частности, четкая программа действий и инструменты для ее выполнения. Программа эта, уж если говорить о грядущих выборах, должна быть ориентирована не только на насущные проблемы, но и на те, которые можно прогнозировать в будущем и к которым Израиль обычно оказывается не готов.

Хотя предвыборная кампания по сути своей состоит из битвы программ, главным фактором, определяющим предпочтения избирателей, по-прежнему остается нерациональное и необъяснимое с точки зрения логики доверие к политику. Нынешний кризис, собственно, заключается в том, что большинство израильтян не доверяет Нетаниягу, но его конкурентам доверяют еще меньше. И возможно, это подходящий момент перейти от избрания харизматичных вождей к избранию толковых и грамотных технократов, понимающих политику как ответственность и работу на благо общества. Израиль давно ждет таких руководителей; недаром высока популярность Моше Кахалона, который будучи министром в правительстве Нетаниягу, разрушил монополию на рынке сотовой связи. Не исключено, что это был первый и последний подвиг Кахалона, и он разочарует избирателей так же, как в прошлой каденции разочаровал Яир Лапид. Но если народ нуждается в таком руководстве и таком правительстве, рано или поздно они появятся.
Впрочем, последние события в политическом истеблишменте не дают повода для оптимизма. Речь идет о коррупционном скандале, связанном с функционерами партии НДИ. Очевидно, что этот скандал не случайно произошел в разгар предвыборной кампании, когда Либерман противопоставил себя Нетаниягу и даже начал претендовать на роль главы правительства. Но ясно также и то, что, что расследование ведется не на пустом месте.

Это далеко не первое громкое дело наводит на подозрения, что большинство наших политиков так или иначе замараны сомнительными поступками на грани законности, и практически против каждого можно возбудить расследование. Создается впечатление, что люди, приходя к власти в Израиле, вступают в некий закрытый клуб, в котором все так или иначе повязаны нарушением закона. Что самое интересное – эти нарушения часто не являются секретом. О них постоянно пишут СМИ, но общество уделяет им мало внимания, поскольку считается о том, что дела против популярных деятелей фабрикуются по политическим мотивам. Ну, и главный вопрос: где нам взять других, честных политиков? Приходится выбирать из того, что есть. Но кризис доверия к власти углубляется с каждым годом, и 2014 не был исключением.

В уходящем году продолжали рушиться и другие иллюзии – что мы можем избавиться от палестинского террора и что израильские арабы – это часть нашего общества, а не «пятая колонна». Операция «Нерушимая скала», которая, как и все предыдущие операции, залечила внешние симптомы болезни, но не покончила с ней. Еще одно неожиданное разочарование было связано с работой израильской разведки; мы были уверены, что именно благодаря спецслужбам удается пресекать теракты, а оказалось, что ШАБАК проморгал десятки тоннелей, прорытых на границе с Газой.

И наконец, всплеск «домашнего» террора, который обрушился на Иерусалим, Иудею и Самарию и не утих до сих пор. Большая часть «автомобильных» терактов, ножевых и каменных атак сегодня совершается одиночками, среди них много израильских арабов и подростков. И опять, как и в других случаях, наши власти оказались не готовы к такому развитию событий – как будто трудно было предвидеть, что агрессивная антиизраильская пропаганда и в ПА, и в арабском секторе Израиля рано или поздно приведет к практическим действиям.

В сфере экономики год был не самым благополучным. Эскалация в Газе ударила по туризму в самый разгар сезона. Цены продолжали расти, Израиль остается одной из самых бедных стран по версии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И если мы не видим вокруг себя людей в обносках, падающих в обморок от голода, то лишь потому, что большая часть израильтян живет в кредит и в “минус”, находясь в пожизненной кабале у банков.

Так называемый «милки-бум» вызвал обвинение многих молодых израильтян в недостатке патриотизма. Однако было бы наивно считать, что в обществе никогда не поднимется вопрос: почему в Европе продукты питания дешевле, чем в Израиле? Молодежь, которая «голосует ногами», уезжая в благополучные страны, любит свою родину, большинство из них отдало ей свой долг, отслужив в армии. Скорее всего, они бы никуда не уехали, если бы видели для себя перспективу.

Все эти проблемы, каждая в отдельности, пока не достигли опасного критического уровня, но с каждым годом они усугубляются. В 2014 году ни одна из них не была решена хотя бы частично.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK