Гора родила конференцию
Приходится признать – Парижской конференции в Израиле боялись. После отказа США блокировать антиизраильскую резолюцию СБ ООН существовало реальное опасение, что в Париже будут сформулированы жесткие требования, которые при поддержке Белого дома превратятся в официальный документ Совбеза. Такого прощального подарка ждали под занавес от уходящего президента Обамы и заранее клеймили его за сведение счетов с Израилем.
Но гора родила мышь – конференция приняла ничего не значащую резолюцию, в которой единственным конкретным предложением было собраться еще раз в течение года. Кроме того, ее организаторы получили дипломатическую пощечину от Великобритании, чей представитель отказался подписывать итоговый документ. Британский МИД отметил, что саммит, происходящий без непосредственных участников и накануне смены власти в Вашингтоне, не способствует установлению мира и даже усложняет ситуацию. Эксперты отмечают, что такой демарш Лондона, который изначально принимал участие в конференции лишь в статусе наблюдателя, выглядит не столько поддержкой Израиля, сколько выпадом против Франции в ее попытке миротворческих усилий.
Накануне встречи в Париже уходящий госсекретарь США Джон Керри по телефону заверил израильского премьер-министра, что США не допустят принятия документов, которые смогут усугубить положения недавней резолюции Совбеза. Напомним, тот же Керри совсем недавно высказывался совсем в ином, почти угрожающем тоне: "Мы использовали уговоры и убеждения, но Израиль не послушался, поэтому мы вынуждены прибегнуть к жестким мерам". Именно его активности в первую очередь опасались в Израиле.
Почему так резко изменилась позиция американской администрации? Возможно, сыграла роль резкая критика прощальных "подарков" Обамы в самих Штатах. Уходящий президент вынужден думать об имидже своей партии. Будущим кандидатам от демократов будет тяжело вступать в предвыборную борьбу с клеймом "предателей Израиля". Впрочем, того, что сделано, уже достаточно.
Интересно также, что палестинский лидер Махмуд Аббас, возлагавший столько надежд на французскую инициативу, в последний момент отказался от участия в конференции и приехал лишь к ее завершению. Возможно, его предупредили, что триумфа палестинской идеи не состоится. Кстати, о том, что решения конференции будут чисто декларативными, сообщили накануне европейские СМИ со ссылкой на египетский источник. Этот же источник, вероятно, посоветовал Аббасу не тратить время и заниматься своими делами.
Итак, представители 70 стран на уровне министров иностранных дел и их заместителей собрались в Париже, исключительно для того чтобы сообщить следующее. Израиль и палестинцы должны сами урегулировать свой конфликт путем двусторонних переговоров, рекомендуется соблюдать принцип "два государства для двух народов" и не предпринимать односторонних шагов в отношении статуса Иерусалима, проблемы беженцев, границ и безопасности. Собственно, именно об этом постоянно говорит израильское правительство: дайте нам самим все решить.
Можно еще отметить, что конференция назвала главными препятствиями на пути мира палестинский террор и израильскую поселенческую деятельность, поставив таким образом на одну доску террористов и поселенцев. Но в этом нет ничего нового: в Европе никогда не скрывали своего отношения к поселениям.
В чем же заключалась французская инициатива, на которую так рассчитывали международные миротворцы в своем стремлении решить застарелый конфликт? Неужели лишь в сотрясении воздуха? Или на самом деле существовал некий план, который по каким-то причинам не удалось огласить? На такой вариант намекает внезапное самоустранение Аббаса. Возможно, инициаторы саммита намеревались предъявить требования также и к палестинской стороне, но кто-то из влиятельных участников воспротивился, и пришлось ограничиться общими словами.
Но такая версия маловероятна. А вот бурная критика будущего президента США за его намерение перенести посольство в Иерусалим наводит на мысль, что именно это стало причиной растерянности высокого собрания. США и остальное международное сообщество – примерно равновеликие силы в применении к палестино-израильским отношениям. Между ними должно быть хотя бы принципиальное согласие, иначе ситуация на всем Ближнем Востоке станет неуправляемой. Это, вероятно, и имели в виду британцы, называя конференцию бессмысленной до вступление в должность нового президента.
Если международному сообществу удастся убедить Трампа отказаться от признания Иерусалима столицей Израиля – тогда откроется дорога другим миротворческим инициативам. Если нет – то можно надеяться, что мир "завтра будет выглядеть по-другому", как сказал недавно Биньямин Нетаниягу. И все же Израилю не стоит слишком увлекаться этой надеждой.