Гордость против предубеждений
В Израиле - очередной «месяц гордости». Улицы украшены радужными флагами ЛГБТ, проходят тематические вечеринки, концерты, конференции и, разумеется, парады, -которые с каждым годом становятся все более массовыми. Главным событием месяца считается тель-авивский прайд, проходящий в стране с 1998 года. Он самый многолюдный, самый шумный, самый красочный, самый веселый – и самый легитимный. Иерусалимский парад, напротив, вызывает протесты даже среди нерелигиозного населения: мол, не оскверняйте Святой город! В 2015-м религиозный фанатик Ишай Шлиссель напал на участников шествия с ножом и ранил нескольких человек. От полученных ран скончалась юная Шира Банки. На этот раз полиции снова пришлось пойти на беспрецедентные меры безопасности и даже аресты, чтобы избежать насилия. Тем не менее иерусалимский прайд в этом году отметил свое двадцатилетие, и в нем впервые принял участие спикер Кнессета. С 2007 года проходят парады в Хайфе, и к этому процессу присоединяются все новые города.
Излишне напоминать, что все мировые религии считают однополую связь непростительным грехом, и в иудаизме за него полагается побивание камнями. Как же получилось, что в стране, где религия играет ведущую роль, а ситуация с гражданскими свободами и равноправием, прямо скажем, неоднозначна, ЛГБТ-
движению удалось в короткий срок завоевать прочные позиции и "уважать себя заставить"?
Самая очевидная причина – общая пассионарность нашего общества. Все израильтяне готовы отстаивать свои права, если их ущемляют. Члены ЛГБТ-общины отличаются особой сплоченностью, а оскорбления ненавистников и пренебрежение власти только усиливают их стремление стать «видимыми» (основополагающий термин в квир-лексиконе). Проще говоря, чем непримиримее относятся к людям нетрадиционной ориентации религиозные авторитеты, чем консервативнее и гомофобнее настроено правительство, тем активнее они себя ведут.
Самому первому прайду в Тель-Авиве предшествовало столкновение между представителями гей-сообщества и полицией на фестивале, посвященном победе трансгендерной исполнительницы Даны Интернешнл на конкурсе Евровидения в мае 1998 года. Полицейские разгоняли празднующих, брезгливо надев резиновые перчатки, "чтобы не заразиться СПИДом". Эти фотографии попали в газеты, и реакция общественности было такой резкой, что вскоре городские власти разрешили провести парад гордости. Как видно, демократии в нашей стране больше, чем порой кажется, ведь ключевую роль здесь сыграли СМИ, что возможно лишь в демократическом обществе.
Стоит также отметить любовь израильтян к праздникам, а прайд – это прежде всего праздник. Тель-авивский парад - яркий хэппеннинг, своего рода визитная карточка города. Его организаторов порой упрекают в уходе от политики в сторону зрелищности, но именно эта атмосфера веселья и открытости привлекает тысячи израильтян и зарубежных туристов.
Не так давно в феномене израильского ЛГБТ-движения решили разобраться журналист Галь Оховски и режиссер Лиран Ацмор. В 2020 году вышел их фильм "Гордая революция", в котором выделены факторы, определившие, на взгляд авторов, успех гей-тематики в израильской общественной повестке.
Главный из них, как ни удивительно, армия. ЦАХАЛ первым в стране покончил с дискриминацией гомосексуалов, лесбиянок и трансгедеров, в частности, изменив анкету для призывников, где теперь указываются не "мать" и "отец", а просто два родителя. Армия пошла дальше всех прочих государственных институтов и, благодаря своему огромному авторитету и всенародному характеру, оказала большое влияние на общество в целом.
Второй, не менее парадоксальный фактор – реакция выходцев из стран Азии и Африки на многочисленные "каминг-ауты" своей молодежи. Хотя восточные евреи в массе более религиозны, чем "ашкеназим", они так любят своих детей, что готовы принимать их любыми и были вынуждены смягчить свое отношение к гомосексуализму.
И наконец, легитимации ЛГБТ способствовало признание многими публичными фигурами своей нетрадиционной ориентации. Это общее явление для всех стран, но в маленьком Израиле селебритиз часто становятся настоящими народными кумирами, которым им многое прощается. Классический пример – та же Дана Интернешнл, родившаяся мальчиком Яроном в традиционной йеменской семье.
При всем том положение ЛГБТ-общины в Израиле вовсе не так уж радужно, во всех смыслах этого слова. Их гражданские права по-прежнему ущемляются; их брак, заключенный за границей, не признается государством, им не разрешено суррогатное материнство, и в последние годы право-религиозное правительство блокировало все законопроекты и поправки, которые могли изменить ситуацию. Но главная проблема – отношение общества, гораздо более нетерпимое, чем в развитых странах, где гомофобия – явление противозаконное и "нерукопожатное". У нас же она процветает не только в религиозных кругах, но и среди русскоязычных репатриантов, в том числе тех, кто считает себя людьми просвещенными и лишенными предрассудков. Тем не
менее, они уверены, что ЛГБТ-движению не место в еврейском государстве с его, скажем откровенно, патриархальным укладом.
Трудно сказать, кто тут прав: тот, кто бежит впереди паровоза, или кто нажимает на тормоза. Верно, что отношение к ЛГБТ – индикатор демократии и социального прогресса. Но, с другой стороны, их самозабвенная борьба за свои права создает еще одну точку напряжения в нашем и без того неспокойном социуме. Израиль и так постоянно балансирует в поисках равновесия, пока разные группы населения тянут его в противоположные стороны. Кроме того, за последние пару десятилетий мы смогли убедиться, что прогресс не всегда лучше застоя, а демократия необязательно приносит людям больше счастья, чем традиционализм. Может, мы когда-нибудь созреем для полной толерантности, но пока ЛГБТ-проблемы занимают в нашем обществе ровно то место, которое это общество готово им отвести.