Грозный Аббас
Махмуд Аббас разбушевался не на шутку. На 28-й сессии Центрального совета Организации освобождения Палестины он произнес пламенную речь, в которой досталось и Трампу с его советниками, и арабским странам, и даже Европе. Итоговая резолюция этой сессии объявляет об окончании "эпохи Осло" и призывает отказаться от признания Израиля, пока Израиль сам не признает государство Палестина в границах 2967 года и не прекратит строительство поселений. Напомним, что пункт о непризнании Израиля был исключен из хартии ООП после соглашений Осло.
Накануне исполком ФАТХ призвал провести международную конференцию под эгидой ООН для создания независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Аббас подтвердил, что палестинцы будут обращаться к ООН, добиваясь признания своей независимости – "и пусть американцы каждый раз применяют вето".
Тон Аббаса в последние дни звучит прямо угрожающе. Президенту США он обещал "ответить пощечиной на пощечину», посла Штатов в Израиле Дэвида Фридмана назвал «поселенцем, не признающим оккупацию" и заявил, что больше не будет с ним встречаться. Палестинская администрация отвергает посредничество Вашингтона в мирном урегулировании и настаивает на переговорах только под международной эгидой.
Причиной этого демарша стало сначала признание Иерусалима столицей еврейского государства, а затем решение Трампа более чем наполовину урезать финансирование агентства ООН по делам палестинских беженцев UNWRA и намерение прекратить помощь автономии, если ее администрация продолжит платить пособия террористам и их семьям.
Но Аббас наотрез отверг это требование. "Заключенные и их семьи, - сказал он, - это наши дети". Как известно, на поддержку террористов и их родственников идут средства, полученные от США, стран Европы и даже Израиля, и эти выплаты составляют до 7% бюджета автономии.
Глава ПНА также намекнул, что арабские страны оказывают на него давление. По-видимому, речь шла о телефонном разговоре с наследником саудовского престола принцем Мухаммедом бин Салманом, который сообщил, что поддерживает Трампа в его планах ближневосточного урегулирования. Напомним, что именно Эр-Рияд впервые предложил палестинцам государство со столицей в Абу-Дисе, что вызвало бурное возмущение в Рамалле. "Мы не позволим арабам вмешиваться в наши дела", - заносчиво прокомментировал Аббас.
Он также добавил, что "без Аль-Кудса не будет государства» и палестинцы больше не повторят ошибок 1948 года - когда перед Войной за Независимость арабское население покинуло свои дома, чтобы дать врагам разгромить израильтян. Тема "ошибки-1948" уже не первый раз присутствует в речах Абу Мазена, и палестинский лидер имеет в виду не только претензии на Иерусалим, но и вопрос возвращения так называемых беженцев – потомков тех, кто "ошибся" в 1948-м, а потом и в 1967 году.
Отрицая Осло, Абу Мазен заодно припомнил и декларацию Бальфура, за которую, по его убеждению, англичане должны извиниться перед палестинцами. Закончил он тем, что "израильский проект" не имеет отношения к сионизму: западные страны намеренно перевезли евреев в Палестину, чтобы решить таким образом еврейский вопрос.
Вся эта буря в стакане воды выглядит так, будто Аббас пытается запугать международное сообщество, и это не так уж далеко от истины. Палестинский лидер хорошо понимает, что мир, уставший от бесконечных ближневосточных конфликтов, меньше всего хочет появления еще одной горячей точки на карте региона. А она неизбежно возникнет, если в автономии начнется хаос и безвластие; к тому же на "пустое место" придут новые, более радикальные элементы. Как бы ни относились к Аббасу мировые лидеры, его приходится терпеть и даже к нему прислушиваться.
Соседние Египет и Иордания не заинтересованы в новом гнезде террористов, еще более кровожадных, чем ХАМАС. А для Саудовской Аравии неприятным сюрпризом станет укрепление связей между ПА и Ираном. Так что Аббас, оскорбленный равнодушием своих арабских собратьев к речи Трампа об Иерусалиме, дает им понять, что от него тоже кое-что зависит.
Одновременно палестинцы обращаются к России с просьбой взять бразды мирного процесса в свои руки – поскольку "США все равно теряют свое влияние в регионе". Советник Абу Мазена Набиль Шаат уже встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым; готовится встреча самого Аббаса с Путиным. Палестинские руководители понимают, что могут сыграть свою роль в соперничестве двух супердержав. Кремль, как известно, всегда был сторонником принципа "государство для двух народов", от которого готов отказаться Белый дом. Другие потенциальные спонсоры урегулирования – Франция и Китай. Спекуляция на палестинской проблеме вполне может стать для Пекина ключом к Ближнему Востоку.
Президенту США не очень приятно выслушивать дерзости от лидера несуществующего государства, но Трамп как-нибудь это переживет, если вообще заметит. А вот Европа всегда готова извиняться и оправдываться перед "угнетенными" палестинцами. Поэтому усилия Аббаса в ООН, несомненно, принесут свои плоды: Израиль начнут еще больше критиковать, а ПА дадут утешительный приз в виде приема в еще какую-нибудь структуру. Да и вообще образ униженных и оскорбленных (для Запада), но несломленных (для арабского Востока) всегда шел на пользу палестинской идее.
Набив себе цену таким образом, Аббас получает возможность торговаться на переговорах, которые, как он прекрасно понимает, все равно рано или поздно произойдут. Вот уже Кушнер и Гринблат обещают, что новый американский план понравится палестинцам.
Что в этой ситуации делать Израилю? Ждать, что еще плохого предложат нам спонсоры мирного процесса и какие еще идеи внушит Аббас международному сообществу? Может быть, пора выходить со своей инициативой и своими планами, которые устраивают в первую очередь нас? Что касается Осло, то с ним давно пора попрощаться.